Наборная мебель всегда является источником повышенного внимания, привлекая крайней степенью живописности и репрезентативности. Среди существующих наборных техник по своим художественным достоинствам выделяется техника интарсии.
Интарсия (от итал. intarsio— врезание, углубление) - это техника декорирования поверхности, при которой один материал врезается в толщу другого. В мебельном искусстве интарсией принято считать технику нанесения деревянного набора на деревянную поверхность. Сюжет для интарсии выбирается в соответствии с ориентирами и ценностями той или иной эпохи, вкусами заказчика или техническими навыками мебельного мастера ее изготавливающего, и может варьироваться от простого геометрического рисунка до сложнейшей сюжетной композиции.
Для наборных композиций европейские мастера, как правило, использовали самые дорогие сорта твердых пород дерева. Умелые, опытные руки мастера, чувство вкуса и цвета позволяли создавать высококлассные произведения, не уступающие художественной выразительности живописным полотнам. Для придания композиции цветовой насыщенности и свето-теневого объема, задействовался разнообразный цветовой спектр экзотических пород дерева. Так, для создания красноватых оттенков использовалось розовое, палисандровое дерево, сандал и амарант; для светлых - яблоко, груша, лимон, самшит. Для черного цвета традиционно применялось драгоценное эбеновое дерево. Неповторимую текстуру набору придавал орех. Изредка мастера прибегали к искусственной подкраске древесины натуральными красителями, например, заменяя эбеновое дерево мореной грушей. Это связано не только с дороговизной ценных пород, но и желанием придать наборным картинам сходство с живописью.
Создание интарсии - трудоемкая работа, требующая квалифицированного и неспешного подхода, в результате которой рождаются штучные предметы. На заре становления этой техники мастера использовали архаичные инструменты такие, как ножи, долото, резцы и стамески. По мере наступления технического прогресса, для изготовления интарсии стали прибегать к станочному производству.
В мебельной коллекции Alter Ego Home имеется ряд образцов, украшенных техникой интарсии. Удивительной английский антикварный сервант SA1626, первой половины XVIII столетия выдержан в темном колорите и деликатно украшен интарсией в виде узких стилизованных шашечных щитов светлых и темных оттенков. Сервант величествен и гармоничен. В сочетании с насыщенным резным декоративным убранством, интарсия придает завершенность облику и притягивает взгляд.
Изумительной тонкости интарсия размещена на старинном зеркале с консолью SA1509, изготовленном в Швеции в первой половине XX века. По стилевому направлению зеркало подражает имперскому стилю ампир, первоначально возникшему во Франции во времена Наполеона Бонапарта. Этим обусловлен выбор шведскими мастерами сюжетных композиций для интарсии из более светлого оттенка дерева, украшающей гладкую поверхность рамы и консоли. Так вертикальные профили рамы в верхней части симметрично декорированы композициями из акротериев и пальметт, в нижней - гирляндами, увенчанными кариатидами, держащими вазы с плодами и цветами. Интарсия на горизонтальных профилях рам эклектична по стилистике: съёмное навершие украшено набором в виде солнечных лучей - дань культу солнца в скандинавской мифологии, нижний горизонтальный профиль декорирован интарсией в виде ритмичной порезки растительного орнамента, разделённой по центру фигурой путти; фронтальная поверхность выдвижного ящика украшена интарсией в виде крылатого путти в окружении растительного орнамента.
Автор: Мария Королева