Если верить ученым, история зеркал насчитывает более 7000 лет. Первые из них представляли собой блестящие осколки магматической горной породы – обсидиана. Такие примитивные зеркала находили при раскопках в Турции. Чуть позже на замену «каменным зеркалам» пришли тщательно отполированные оловянные, медные, бронзовые поверхности.
В таком виде зеркала просуществовали довольно долго. Только во втором тысячелетии, в 1279 году некто Джон Пекан произвел революции в зеркальном деле, описав революционный для того времени способ изготовления. Следуя его рецепту, на обычное стекло предлагалось наносить тончайший слой свинца. Чуть позже этот способ видоизменили, заменив свинец оловянной фольгой, покрытой ртутью.
В 1373 году в немецком городе Нюрнберг появился первый зеркальных цех. Наряду с немецкими мастерами зеркалами славилась и Фландария. Так продолжалось до тех пор, пока в 1407 году венецианцы братья Данзало дель Галло не выкупили у фламандцев патент. Так началась история знаменитых венецианских зеркал.
Мастера этого региона стали добавлять в отражающие составы золото и бронзу из-за чего предметы, отражающиеся в зеркале, приобретали особенный оттенок и яркость и выглядели красивее, чем они есть на самом деле. Видимо именно в этом заключалась главная загадка популярности этих зеркал у европейской аристократии. Венецианские зеркала в то время стоили баснословных денег. Стоимость одного зеркала могла равняться стоимости небольшого морского судна или поместья. Мастерские, производящие зеркала, приносили Венеции огромные деньги, поэтому неудивительно, что власти всеми силами старались сохранить технику изготовления в тайне. Зеркальщикам было запрещено покидать город, а за теми, кто нарушал этот приказ посылали убийц. Такие радикальные меры позволили Венеции удерживать лидирующие позиции в зеркальном производстве на протяжении трех веков.
В начале XVI века венецианские мастера братья Андреа Доменико совершили еще одну маленькую революцию в истории зеркал. Они разрезали еще горячий стекольный цилиндр и раскатали его половинки на медной столешнице. В результате таких манипуляций получилось полотно, отличавшееся хрустальной чистотой, прозрачностью, блеском, но самое главное – такое зеркало ничего не искажало!
Самое дорогое зеркало в мире тоже вышло из-под рук венецианских мастеров. В конце XVI века французская королева Мария Медичи потратила огромную сумму на обустройство своего зеркального кабинета. Об основах маркетинга и удержании ценных клиентов слышали уже тогда, поэтому в ответ на столь щедрый заказ, зеркальщики подарили королеве зеркало, украшенное агатами и ониксами, в раме, инкрустированной драгоценными камнями. В настоящий момент зеркало хранится в Лувре.
В 1665 году тайна венецианского стекла была раскрыта. Производство зеркал наладили французы, нанявшие четверых зеркальщиков из Венеции (которым, видимо, таки удалось сбежать). Постепенно зеркала стали падать в цене и вскоре стали доступны почти для всех граждан.
Однако несмотря на то, ныне общедоступную технологию, несмотря на все изобретения и инновации современного мира, венецианцы все же сохранили один и самый главный секрет. В чем он – во врожденных талантах мастеров того края, в особой атмосфере города каналов и мостов или в какой-то неуловимой магии - мы, наверное, никогда не узнаем. Но то, что красивейшие венецианские зеркала по-прежнему продолжают восхищать людей и заставляют их чуточку больше любить свое изображение – неоспоримый факт.