Херефордская ширма, 1862 г.
Английская культура середины XX столетия была богата различными направлениями искусства, вдохновленными в основном ушедшими большими стилями. Самые яркие и самобытные проявления получило Готическое движение Возрождения, в основе которого лежало философское движение, связанное с католицизмом и пробуждением англо-католической веры. Декоративный готический стиль как нельзя лучше справлялся с задачами презентации идей церкви. Кроме того, «Движение искусств и ремесел», созданное У. Моррисом в тоже время и имевшее в своей основе эстетику готики, популяризировало данное направление.
Ярким представителем Готического движения Возрождения являлся Брюс Талберт (1838 -1881), входящий в первую волну архитекторов и дизайнеров из Глазго, прославивших впоследствии эту школу. На заре карьеры Талберт обучался резьбе по дереву, затем получил прекрасный практический опыт, работая помощником архитектора Чарльза Эдварда (ок. 1855–1857 гг.) и Уильяма Нэрна Тейта (1857–1860 гг.), а также рисовальщиком у архитектора Кэмпбелла Дугласа (1860–62 гг.). Талберт часто привлекался известными мебельными фирмами для проектировки мебели. В 1862 году он был нанят в «Художественную мануфактуру» (Art Manufactures), где он участвовал в создании знаменитой Херефордский ширмы (Hereford Screen).
Херефордская ширма — это большая хоровая ширма, спроектированная сэром Джорджем Гилбертом Скоттом (1811–1878) и изготовленная металлообрабатывающей фирмой Skidmore & Co. из Ковентри для Херефордского собора в Англии в 1862 году. Ширма была представлена на Международной выставке 1862 года и была провозглашена «величайшим и самым триумфальным достижением современного архитектурного искусства». Ширма, весящая более восьми тонн, выполнена из чугуна, латуни, меди и полудрагоценных камней.
Брюс Талберт, работая в крупных частных фирмах, прославился как крайне плодовитый коммерческий дизайнер мебели, изделий из металла, витражей, обоев, текстиля и ковров. В процессе работы он выпустил ряд публикаций, в том числе «Готические формы, применяемые к металлоконструкциям мебели» и «Украшения для бытовых целей», которые не только способствовали популяризации неоготического стиля в интерьерах частных домов, но и оказали влияние на международное дизайнерское сообщество и были особенно известны в Соединенных Штатах.
В своих изданиях Талберт публиковал мебельные проекты, которые, как правило, были очень подробными, включали смелые инкрустированные узоры, обилие резьбы и даже вырезанные стихи с моральным посланием. Его работы включены в коллекции Музея Виктории и Альберта, Метрополитен музее и Художественного института Чикаго.
Иллюстрация из книги «Готические формы, применяемые к металлоконструкциям мебели».
Автор: Мария Королева