Мягкий, уютный, с подлокотниками и подушечками под спину… Сложно представить, что таким диван был не всегда. Нечто, максимально похожее на современный диван, появилось на территориях Ирана и Турции. Там же появляется и само название, которое переводится с фарси как «исписанные листы», «списки». Дело в том, что восточные правители не торопились с принятием государственных решений, и порой их заседания с подданными плавно перетекали в ночь. Участвовать в затяжных дискуссиях и не унывать очень помогали широкие удобные скамьи, покрытые подушками. Так слово «диван» стало обозначать не только документы, но и помещение для собраний, а впоследствии и сам предмет мебели.
Импровизированные диваны существовали и в Греции, и в Римской империи. Несмотря на трепетную любовь к гедонизму и вакхическим трапезам, удовольствие «возлежания» было несколько сомнительным: на ложе из мрамора или бронзы клали ковер и ложились на бок, опираясь на локоть. Хорошо, что в первой половине XX века изобрели поролон, и боль в конечностях осталась разве что фантомной.
Другим путём диваны эволюционировали в Европе. Здесь, в кринолинах и турнюрах, особо не поваляешься, разве что можно присесть на краешек канапе. Канапе (фр. Canapé) – этакая сороконожка от мебели – изобретение любвеобильных французов для налаживания социальных связей. Название заимствовано у египтян: conopeum обозначал ложе, оснащённое пологом от москитов. Французский вариант выглядит, как несколько стульев, составленных в ряд, с единым сидением, несколькими ножками и двумя подлокотниками. Изначально спинка делилась на отдельные секции, но довольно быстро стала единым целым. На таком диване за светской беседой могло с комфортом разместиться несколько человек.
Конфидан (confident), он же «тет-а-тет» (tete-a-tete) и визави (vis-a-vis) – ещё более располагающая к интиму модель. Соблазнительный привет от французской нации, знающей толк во флирте. Конструкция представляет собой два кресла, полуразвернутых друг к другу и соединенных в виде буквы S. Получается, что собеседники оказываются в пикантной близости, а расслабленная обстановка способствует волнующим моментам и переводит разговор в нужное русло.
XIX век – время возвращения моды на античность. Не только принимать гостей, но и принимать пищу полулежа считалось достойным аристократии способом. Здесь на сцену выходит рекамье – кушетка со спинкой, названная именем светской дамы. Прототип конструкции был заимствован со старинной фрески, найденной при раскопках Помпеи, и облагорожен мягкой обивкой по требованиям наслаждения и комфорта.
Со временем вольготные валяния на диванах и вольности в общении стали приравниваться к вульгарности, но мастера-краснодеревщики не могли оставить влюбленных без единой возможности близости. Новая модель дивана – козетка (фр. la сausette – лёгкая беседа) – демонстрирует всю мощь французской хитрости. Казалось бы, обыкновенный диван, но форма его коварна: сидящие в разных его концах оказываются слегка развернутыми друг к другу, что позволяет ненавязчиво дотронуться коленями. Дугообразная форма спинки открывает дополнительный бонус: закинув за нее руки, можно соприкоснуться пальцами без осуждающих взглядов.
В ассортименте Alter Ego Home есть эта романтическая модель, выполненная из тёмного палисандра. Ориентировочная время происхождения – 1850-е годы. Изящная козетка в стиле необарокко – это уникальный предмет на рынке антиквариата, редкая возможность приобщиться к искусству Франции позапрошлого столетия. Тем более, с такой лирической историей, наполненной наивными попытками сохранить в тайне то, что сейчас демонстрируется напоказ.
Приходите в гости на Кожевенную, 30, пока козетка есть в наличии. Это, пожалуй, единственная возможность посидеть на предмете такого возраста (бесплатно, без регистрации и смс) и представить себя юной кокеткой (или с юной кокеткой).