Удивим ли мы вас термином вильгельминизм (Gründerzeit)?
Таким необычным определением принято называть ведущее стилистическое направление в искусстве Германии, пришедшееся на эпоху правления последнего кайзера и короля Пруссии (1888–1918) Вильгельма II. По линии матери он был старшим из 42 внуков королевы Великобритании Виктории. Вильгельм II не был первым монархом, транслировавшим принципы государственности через культуру и искусство, создавал тренды и контролировал направление художественного развития. В эпоху Вильгельма в сфере культуры появился термин «художественная политика».
Принципы политического развития страны в эпоху Вильгельма II оценивают неоднозначно. Однако с точки зрения влияния на развитие немецкой культуры и искусства конца 19-начала 20 столетия роль Вильгельма неоспорима. Он слыл человеком поистине титанической энергии. Он принимал участие в строительстве кораблей, написании театральных пьес, дизайне морской униформы, разбивке садов и создании гравюр. С юности Вильгельм к высшему проявлению искусства относил античную греческую культуру и цивилизацию полагая, что нет ничего более великого, чем созданное ими наследие. В любую свободную от государственных дел минуту он занимался археологией. С этой же целью он приобрел виллу на острове Корфу, где полностью мог отдаться науке и раскопкам. По утверждению археологов, представителей немецкой академической науки, Вильгельм определенно обладал художественным чутьем и точным острым глазом.
Любовь Вильгельма к греческой культуре отразилась как на архитектуре того времени, так и в принципах создания интерьера и мебельной обстановки. В социальном контексте годы правления Вильгельма пришлись на фазу высокой индустриализации. За это время Пруссия превратилась из аграрной страны в современное индустриальное государство. Из-за изменения экономической структуры и развития индустриализации в крупных городах наблюдался оживленный поток иммиграции. Эта эпоха характеризовалась новым строительством целых городских районов, что положило начало огромному архитектурному буму. Резко возрос спрос на городское жилое пространство. Политические и культурные амбиции кайзера находили отражение в архитектуре и интерьерном убранстве своего времени.
Закономерно, что первые годы индустриализации принесли процветание и удачу предпринимателям во многих сферах. В Берлине, например, к середине XIX века появились первые крупные мебельные производства. Эти компании смогли за очень короткий период завоевать значительную долю рынка и практически полностью вытеснили традиционное ручное столярное ремесло. Широкому распространению мебели промышленного способа изготовления способствовало стремительное развитие железных дорог. В тоже время массовая мебель промышленного производства часто получала характеристики, такие как «берлинский мусор» («berliner schund»), при этом она славилась своим качеством, дешевизной и массовой доступностью. Дома эпохи Вильгельма находились под влиянием архитектурных влияний периодов необарокко, неоренессанса и неоготики и характеризовались высокими потолками, сложной лепниной и большими окнами. Великолепная архитектура домов имела продолжение в дизайне мебельной обстановки. Следуя тенденциям и развитию городской архитектуры, интерьер теперь также опирается на стилистические элементы прошлого века и отражает формальный язык прошлых эпох. Опора на стили предыдущих столетий задает крайне эклектичную программу вильгельминистского мебельного стиля и не позволяет выделить четкие стилевые параметры. Мебель эпохи Вильгельма характеризуется прямыми и угловатыми конструкциями с элементами, позаимствованными из классических стилей. Внешний эффект и дизайн мебели выполняли представительскую функцию. За это время были созданы преимущественно объемные шкафы, большие столы и внушительные буфеты. Гостиная и столовая с их объемной и великолепно декорированной мебелью становятся флагманом домашнего интерьера.
Сам же кайзер во время работы предпочитал сидеть в конном седле, утверждая, что такая посадка дисциплинирует. После падения империи Вильгельма и его вынужденной эмиграции в замок Дорн в Нидерландах, туда было привезено 50 вагонов с мебелью и утварью, горячо ценимых бывшим кайзером. Остаток жизни он провел в обстановке, созданной специально для него.
В собрании нашего пространства есть блестящий образчик стиля вильгельминизм ореховый шкаф-секретер. Предмет поражает архитектоникой и масштабностью построения. Многоярусность объемов и эргономика конструктивного решения предполагает использование данного предмета в многочисленных вариациях. Объемные гладкие поверхности демонстрируют богатую текстуру ореха во всем великолепии. Ключевины и изящные ручки дополнены вставками из перламутра и слоновой кости, что значительно повышает художественную ценность предмета. Акцентным дополнением являются отполированные до блеска соломоновы колонны, фланкирующие дверцы основного объема.