Великобритания славится творческими личностями со смелой фантазией и неукротимой энергией, не всегда соответствующими чопорному национальному укладу. Одним из наиболее харизматичных и революционных представителей искусства второй половины XIX столетия был Уильям Моррис, работавший в сфере дизайна, живописи, производства мебели, ковров, керамики, тканей и обоев. Это далеко не полный список творческих направлений, которые Моррис реализовывал предельно профессионально и виртуозно. В историю искусства Моррис вошел не только как искусный художник и ремесленник, но и как первый дизайнер интерьеров.
Творческая деятельность Морриса совпала и во многом была обусловлена влиянием Историзма, господствовавшего на протяжении XIX столетия и вернувшего к жизни традиции и эстетические ценности былых эпох. В основе всей творческой деятельности Уильяма Морриса лежала любовь к средневековью, которую художник пронес через всю свою жизнь. Единомышленников он нашел в «Братстве прерафаэлитов», возникшем в Англии в 1848 году и пропагандировавшем романтическую эстетику Средневековья с ее любовью к сложным структурным композициям, насыщенным цветам, романтичным сюжетам и скрытой символике. Знаменательным фактом его биографии являлся брак с Джейн Берден, являвшейся, по мнению прерафаэлитов, воплощением идеальной женской красоты и позировавшей для знаменитых полотен У. Морриса и Данте Габриэля Россетти.
Джейн Моррис в образе Прозерпины. Данте Габриэль Россетти. 1874
Основная творческая парадигма Морриса базировалась на идее отказа от промышленного производства и возврату к ручному труду. Автором идеи был Джон Раскин, предлагавший поднять статус ремесленного мастерства до художника. Эту идею Моррис реализовал в творческом проекте – «Искусства и ремесла», который возник на базе основанной ранее фирмы «Моррис, Маршалл, Фолкнер & Co» (Morris, Marshall, Faulkner & Co.), занимавшейся производством предметов декоративно-прикладного искусства. Как вспоминал позже единомышленник Морриса Данте Габриэль Россетти: «однажды вечером мы собрались вместе, беседовали о том, как художники в старые времена разрабатывали все виды декора и мебели, и кто-то предложил — в шутку — скинуться по пять фунтов и организовать собственную компанию».
Ремесленное мастерство художников не уступало их художественному таланту. В мастерской изготавливались витражи, обои, гобелены, обои, книги, мебель, славившиеся своей аутентичностью и оригинальностью художественного решения. Полихромные орнаменты, воспевающие красоту растительного мира, впоследствии стали предвестниками Модерна.
Уильям Моррис. Дизайн обоев "Trellis". 1862 Уильям Моррис. Обои «Trellis». 1864
Одним из наиболее замечательных образцов мебельной продукции «Искусств и ремесел» являлось знаменитое «кресло Морриса». Кресло было создано в 1865 году и оставалось основным продуктом фирмы до ее закрытия в 1940-м гг. В течении нескольких лет после появления первого образца кресла появлялись десятки версий, отличавшиеся различными национальными чертами. По дизайнерской мысли все кресла Морриса должны иметь регулируемую спинку, мягкую обивку, созданную по эскизам художника, деревянные локотники и быть предельно эргономичными, удобными и надежными. В настоящее время многие мебельные фирмы по-прежнему занимаются производством различных вариации на тему стула Морриса, которые неизменно пользуются популярностью у любителей викторианской эстетики в интерьере.
Конструктивное решение для классической подвижной спинки кресла Морриса
Английские версии кресла Морриса
Американская версия кресла Морриса
Кресло Морриса в готических мотивах
Австрийская вариация кресла Морриса
Автор: экспет салона Alter Ego Home, искусствовед Мария Королева
Рекомендуем к прочтению: ОБОИ УИЛЬЯМА МОРРИСА