Слово «туалетный» происходит от французского toile – «наряд», следовательно, это место, за которым происходит ритуал преображения: нанесения косметики и примерки одежды для выбора лучшего образа. Изначально «туалет» представлял собой просто полотно дорогой ткани – кружева, муслина, атласа или саржи, которое набрасывали на сундучок или шкафчик и располагали на нем флакончики, расчески и всё необходимо для ухода за лицом и прической.
В XVIII веке зеркала уже начали интегрировать в предметы мебели: они могли служить украшением к письменному столу, шкафчику для хранения корреспонденции, отделениям шкафа и настенным светильникам. Зеркало стало необходимым аксессуаром для дамского туалетного столика и мужского туалета, перед которым мужчины брились. Туалетные столики обычно располагали в будуаре, гардеробной и даже в небольших комнатках, где спали служанки и хранили белье.
Посетителей (любовников или подруг) принимали именно в этом «святилище», поэтому там были столь необходимы зеркала, ибо «никому не может быть безразлично, как он выглядит, когда его посещают те, кто пришел высказать ему свое почтение и расположение».
В середине XVIII века в моду вошли маленькие переносные столики, состоявшие из круглой столешницы, установленной на одной ножке. Постепенно они превратились в довольно сложные сооружения – настоящие произведения искусства: столешница с деревянной мозаикой, многочисленные ящички и зеркало, которое можно было наклонять под определенным углом.
Во Франции, во времена правления Людовика XV изделие представляло собой столик с несколькими отсеками и большим зеркалом и назывался poudreuse, от слова «пудра». Самыми роскошными и величественными были, конечно, образцы мадам де Помпадур с их бесчисленными отделениями для щеточек, пузырьков, со множеством ящичков и зеркал в ажурных изящных оправах.
Мода на светские балы и быт, который обязывал к постоянной смене туалета – утреннее одеяние менялось на одежду для прогулок, которая, в свою очередь, уступает место пышному вечернему наряду – привели к распространению столиков с зеркалами. Дамам и господам требовалось удобное место, где они могли бы умываться, приводить себя в порядок и накладывать макияж. На столиках располагали утварь для умывания – фарфоровые миски и кувшины. И небольшой женский «секрет»: специальная баночка, в которую складывали волосы с расчески и делали из них шиньон. В нижней части ставили ведро с водой, а иногда и ночной горшок. Постепенно лаконичные модели, которые иногда выполняли роль и письменных столов, превратились в изысканные образцы, предназначенные исключительно для исполнения «украшательских» функций. Мастера-краснодеревщики декорировали изделия маркетри, отделывали поверхность столешницы дорогими тканями и инкрустировали драгоценными камнями, а некоторые столики оснащали дополнительными раскладными столешницами.
В Англии их называли Beau Brummel, по имени знаменитого денди тех времен – Джорджа Брайана Браммела. По свидетельствам его прислуги, он собирался на светские мероприятия более 5 часов! В XVIII веке конструкция претерпевает изменения: теперь столик опирается не просто на изящные ножки, а на два небольших шкафчика с пространством для ног между ними. Название он получил соответствующее – kneehole. Чаще всего предметы изготавливали из ореха, а внешний вид отвечал скорее функциональным задачам, а не эстетическим. Со временем высота и форма менялись, и количество ножек доходило до 6 штук: 2 сзади и 4 спереди.
В коллекции Alter Ego Home представлено несколько старинных туалетных столиков. Два роскошных экземпляра – из Франции, и их правильнее назвать «трельяж», поскольку состоят из трех зеркал, а не одного. По моде второй половины XIX века столешницы предметов декорированы мрамором, верхние части венчает резной рокайль, а сами столики установлены на изящные ножки для придания конструкции легкости и воздушности. Помимо мрамора, предметы выполнены из других благородных материалов: корпус – из красного дерева, фурнитура – из латуни. Особенно интересен экспонат из Швеции: оснащенный зеркалом-псише (с регулируемым наклоном поверхности), он дополнен латунными канделябрами по обеим сторонам. Подобные предметы станут центральным объектом дамского будуара, а привычные сборы на торжество – отдельным удовольствием.