История мебели богата примерами элегантных и одновременно функциональных форм мебельной обстановки, возникшими как отклик на определенный образ жизни. К таковым предметам интерьера относится женский столик для рукоделия, частично потерявший свою актуальность вместе с отошедшей традицией женского ручного творчества. На протяжении XIX столетия в Европе и России элегантные столики для рукоделия являлись обязательной составляющей гостиных особняков и городских квартир состоятельной прослойки населения.
Швейный стол впервые появился в Англии примерно в 1770 году. До его появления женщины хранили рукоделие в корзине или сумке. Затем мебельные мастера начали создавать изящные столики для гостиной с подвешенной под ними шелковой рабочей сумкой или подставкой для шкатулок. Швейный столик был разработан, чтобы обеспечить рабочую поверхность и место для хранения рукоделия, включающего не только вышивку и вязание, но и плетение корзин, рисования, макраме, бисероплетения и других видов творчества.
Перенесенный в будуар - женскую половину дома, столик для рукоделия, также служил для написания писем и чтения. Столики для рукоделия принадлежали к числу мобильной мебели (по аналогии с карточными столами) и при необходимости могли с легкостью кочевать в течение дня в разные помещения дома.
Конструкция стола для рукоделия подразумевала полость - мешочек, ящик или полки для хранения швейных инструментов - ниток, иголок, наперстков. Помимо выдвижных мешочков для швейных материалов, эти маленькие столики имели ящики и отделения под откидной крышкой. Кроме того, чрезвычайно распространены были различные дополнения, такие как выдвижной наклон для чтения и письма, шахматная доска или встроенная чернильница.
В европейских музеях хранятся столы для рукоделия работы австрийских и немецких мастеров в виде открывающихся глобусов или барабанов.
Будучи, безусловно, женским предметом интерьера, столики для рукоделия отделывались с особой тщательностью и шиком. Зачастую, в фанеровке использовались розовое или палисандровое дерево, различные виды наборов и инкрустация. Изысканное оформление столиков как бы подчеркивало изящество кропотливой художественной работы, которой занималась хозяйка. Помимо репрезентативных и практических функций, столики служили эпицентром сбора женской половины дома. Многие виды декоративных поделок создавались, когда вместе собирались члены семьи или группы друзей.
В коллекции Alter Ego Home побывали пять столиков для рукоделия, которые в настоящий момент уже вошли в частные коллекции. Все столики отличаются крайней самобытностью, изысканностью, мастерством исполнения и богатой отделкой. Различные конфигурации конструкции столиков полностью отвечают функциональным задачам предметов. Внутренний объем столиков разделен на множество ниш и отделений для хранения принадлежностей для рукоделия.
Декоративное оформление столика SA1400 поражает мастерством исполнения. Все лицевые поверхности предмета сплошь покрыты орнаментальной резьбой растительного характера. Опора столика отличается оригинальность и стилизована под древесный ствол. Внутренние содержание столика включает небольшой набор для вязания из слоновой кости. Столик орехового дерева датируется 1870-ми годами и полностью сохранил свой первозданный вид. Искусное внутреннее решение дополнено подушечкой для иголок и вставкой из вышитой композиции. Оригинальная ножка стола декорирована стилизованными фигурками птиц и цельными деревянными кольцами.
Крайне экзотичным колоритом отличается столик SA1350-1, изготовленный в Индонезии из массива тика и покрытый сплошной вязью орнамента. Стол оснащен высокими затейливыми ножками и вместительным ящиком, дополненным вкладкой для рукоделия. Поражают звучные резные панели столика, покрытые затейливыми растительными переливами с рельефами птиц и змей.
Столики для рукоделия - желанный объект коллекционеров мебели. Они ценны не только своими художественными достоинствами, но и тем, что являются свидетелями давно ушедших традиций.
Автор текста: Мария Королева