Оригинальным явлением в художественной жизни периода европейской эклектики второй половины XIX столетия явилось стилевое направление, получившее название «стиль Макарта». Ганс Макарт (1840—1884) — австрийский художник, декоратор, дизайнер мебели и законодатель мод, идеолог академического направления в искусстве. Живописная студия Макарта была эпицентром художественной жизни Вены в последней четверти XIX столетия. Диковинный интерьер студии стал источником вдохновения для многих европейских романтиков. До наших дней дошли репродукции интерьера, детально передающие ее неповторимый колорит. Попредметное описание студии Макарта можно узнать по аукционному каталогу, составленному после его смерти.
Студия представляла собой невообразимое сочетание ренессансных и восточных элементов интерьера, на фоне которых размещены полотна с академической живописью. Атмосферное тронное кресло соседствует со строгим мольбертом, бумажные пальмы и искусственные цветы (т.н. «букеты Макарта») спорят по эффектности со старинным оружием, размещенным на стенах, шкуры животных теряются на фоне экзотичных гобеленов. Такое интерьерное буйство снискало не только восхищение многих современников, но и явилось поводом для размышлений о вырождении художественного вкуса того периода. Студия по воле художника была открыта для ежедневного посещения всем желающим. Немецкий критик рубежа веков Альфред Лихтварк, например, так иронично охарактеризовал студию: «так много острых орнаментов в самых неожиданных местах, что неумелый посетитель рискует вернуться домой с воспаленными коленными чашечками». XIX столетие с его бурным калейдоскопом исторических стилей явилось благоприятной почвой для неординарных творческих экспериментов австрийского художника. Для любителей и знатоков антикварной мебели немалый интерес представляют проекты и воплощенные образцы мебели Макарта. Их особенностью считается визуальная вычурность, художественная чрезмерность и обилие ненужных декоративных деталей.
Комплект с силе Макарта
Автор текста: Мария Королева