Время правления печально известного короля Франции Людовика XVI пришлось на последнюю четверть XVIII века (1774-1792). В культуре и искусстве этот период становится временем возрождения и нового интереса к античным художественным формам. В моду активно входит стиль неоклассицизм. Так сложилось, что во Франции, где новый стиль носит имя Людовика XVI, он становится последним из «королевских стилей», которые были характерны для времени правления череды французских королей. Использование подобной периодизации носит достаточно условные рамки, поскольку стиль не прекращал своего существования после смерти одного монарха и последующей коронации нового, эти процессы были более плавными и долгими. Во время правления Людовика XVI основными заказчиками произведений искусства продолжали быть аристократы и члены королевской семьи. В связи с чем их вкусы и интересы оказывали влияние на разные отрасли искусства, в том числе и на художественную мебель.
«Переходный стиль»
Стиль Людовика XVI можно также назвать «переходным стилем», поскольку в этот период происходит смещение интереса от господствовавшего во времена правления Людовика XVстиля рококо к неоклассицизму. Рококо отличался большой вычурностью, излишней декоративностью и со временем стал утрачивать былую популярность. В обществе появляется интерес к искусству более рациональному и строгому. В 30-е и 40-е годы XVIII века происходят раскопки в Геркулануме и Помпеях, историк И. Винкельман пишет свой труд «История искусства древности» (издан в 1764 г.), что порождает волну интереса к искусству античности. Изначально этот интерес выразился в архитектуре, а потом перешел и в другие сферы искусства, в том числе в декоративно-прикладное.
Людовик XVI и его жена Мария-Антуанетта взошли на престол в 1774 году. Новая королева происходила из Австрии и была страстной поклонницей искусства. За ней во Францию переехали многие именитые краснодеревщики, такие как Адам Вайсвайлер (1746-1820), Жан-Фердинанд Швердфегер (1734-1818) и др. В Париже появляется плеяда чудесных немецких мастеров, которые уехали из своей страны из-за тяжелого экономического положения и сложностей в работе в цеховой системе. На новом месте этим людям удавалось достигнуть больших высот и реализовать свои самые смелые проекты.
Отличительные особенности мебели
Мебель этого периода становится более лаконичной и строгой. Господствуют четкие пропорции, прямые линии, особо подчеркивается конструкция предмета и его архитектоника. В прошлое уходят извилистые формы и элементы. Примером могут послужить изогнутые ножки-кабриоли, на место которых приходят прямые ножки, в форме которых отражена их функция – поддержка конструкции и опора. Подобным образом решались и другие конструктивные элементы предметов, например, это видно на ножках антикварных стульях в стиле неорококо или низкого кресла из светлого резного ореха:
Украшалась мебель очень изысканно. Преобладало использование великолепного набора маркетри из самых разнообразных экзотических пород дерева. Популярными были изображения пейзажей, архитектурных элементов, античных орнаментов. Многие известнейшие мастера этого периода помещали на свои изделия сложные и масштабные наборы, которые напоминали живопись в дереве. В этот период в моде был набор паркетри, в основе которого лежал геометрический рисунок, характерный для паркета.
Известный мебельный мастер Жан-Анри Резенер вплоть до 1780-х годов много работал в технике маркетри, после чего перешел к более аскетичному паркетри.
В французской мебели в этот период в качестве декоративных элементов используются расписные фарфоровые накладки, производимые на Севрской мануфактуре. В коллекции AlterEgo Home представлены прикроватные тумбы, поверхность которых украшена набором паркетри и декоративными вставками из фарфора:
Несмотря на лаконичность форм, предметы мебели дополнялись резными элементами, которые создавали впечатление торжественности и изысканности. Для стиля характерным являлся мотив цветочных гирлянд, бантов, античных урн и музыкальных инструментов. Благодаря использованию бронзовых накладок и позолоты предметы приобретали поистине дворцовый размах и характер.
В собрании антикварного пространства Alter Ego Home представлено несколько предметов, относящихся к стилю Людовика XVI. Например, изысканные шкаф и кровать из комплекта. Предметы выполнены французскими мастерами из ореха в 1860-е гг. Их поверхность декорирована набором в технике паркетри, который великолепно подчеркивает текстуру дерева. Предметы также дополнены резными элементами в виде цветочных гирлянд и лент, характерных для этого стиля. Детали выполнены с большим мастерством и поражают проработанностью. Шкаф имеет отделку внутренних поверхностей из поистине дорогой и редкой древесины клена «птичий глаз», который обладает крайне интересным рисунком в виде частых точек - «глазок». Использование данного материала указывает на высокий уровень предмета и на большой достаток его заказчика. Комплект мебели для спальни с похожим резным декором был нами обнаружен на одной из страниц каталога французской мебели «Paris.Meubles F.J. Genin» 1905 года.
Комплект мебели для спальни с похожим резным декором был нами обнаружен на одной из страниц каталога французской мебели «Paris. Meubles F.J. Genin» 1905 года.