Старинные вышивки являются не только поразительными по сложности и яркости красок декоративными изделиями, но и дают представление о неторопливом течении жизни, которая проходила за вышиванием.
Ниткой и иголкой пользовались веками, и их основное назначение не изменилось и в наши дни. Женщины и мужчины, независимо от сословной принадлежности, умели обращаться с этими незамысловатыми инструментами. Даже изобретение швейной машинки в XIX веке не смогло заменить мастерство опытной вышивальщицы и обеспечить ту же тонкость исполнения стежков, хотя и позволило сократить долгие часы, проводимые за шитьем.
Профессиональные мастерицы не ограничивались украшением только домашних принадлежностей. В XVIII веке было налажено массовое производство одежды, декорированной вышивкой – мужские пиджаки и жилеты, халаты и плательные ткани вышивали в Лионе и распространяли как во Франции, так и за ее пределами. Вышивка чаще встречалась на мужской одежде, потому что женщины предпочитали платья из шелка с парчовой нитью, которые не требовали дополнительных украшений.
Диваны, кресла, стулья и диванные подушки часто обивали вышитой канвой – крестиком, полукрестиком или сочетанием этих швов. В более ранний период все обивочные ткани в Европе украшали вышивкой, рисунки для которых, с незначительными изменениями, заимствовались с больших тканых ковров, украшавших стены замков и богатых домов. Поэтому вышивку по канве иногда ошибочно называют гобеленом, хотя гобелен является тканым изделием. Были популярны мифологические и библейские сюжеты, охотничьи сценки и зарисовки придворной жизни, но одним из самых распространенных был цветочный орнамент. В 1770-х годах во Франции можно было купить готовую канву для обивки кресел и диванов, на которую уже был нанесен рисунок и вышиты наиболее сложные элементы. Мелкие предметы обихода вышивали шелковыми и шерстяными нитками – столовые салфетки, кошельки, подушечки для иголок, пояса и даже домашние туфли.
Традиция вышивки картин берет свое начало от вышивания сцен из жизни святых на церковном облачении. Во французских, итальянских и испанских монастырях и профессиональных мастерских вышивали церковное облачение и украшения для храмов очень высокого качества. Живописные картины, вышитые цветным шелком и золотыми и серебряными нитями, иногда с вкраплениями драгоценных и полудрагоценных камней, подчеркивали красоту парчовых и бархатных тканей.
Вышивание картин шелком вошло в моду ещё в XVIII веке. В 1804 году в Берлине начали продавать бумажные картины с напечатанными цветными рисунками для вышивки по канве. С 1810 года продавец гравюр Виттих начал вывозить эти трафареты в другие страны, и их использование быстро распространилось по всей Европе и Северной Америке. Популярность объяснялась простотой работы: уголки трафарета соединялись с уголками ткани, а переносить рисунок не требовалось. В журналах и книгах печатали рисунки для переноса на диванные подушки, каминные экраны, сумочки и картины. При желании можно было вышить более крупные вещи: ковры, скатерти и обивочные ткани для мебели.
Изображениями становились букеты цветов, пасторали и мемориальные сцены. В Италии мастера вышивали сцены на религиозные сюжеты, знаменитые здания, памятные места и известные картины и продавали иностранцам-путешественникам.
В Alter Ego Home представлено несколько винтажных вышивок, оформленных в деревянные рамы. Один из экземпляров можно точно датировать – это 1967 год. В нижней части изображения - надпись Prins Willem Alexander. Это имя первого ребенка принцессы Беатрикс и принца Клауса, будущего наследника престола, родившегося в 1967 году. Автор вышивки запечатлел столь знаменательное событие, как рождение короля, изображением фамильного герба в ярких красках. Сейчас Виллем Александр – седьмой король Нидерландов из Оранской династии, вступивший в монаршие права в 2013 году. Не обошлось и без связи с Россией: его мать – праправнучка российского императора Павла I.
Помимо вышивок, коллекция предметов старинного быта содержит и другие любопытные экземпляры: столик для рукоделия и рабочую прялку с настоящей шерстью.