Top.Mail.Ru

Наш сайт использует cookie-файлы для того, чтобы сделать сайт максимально удобным для Вас. Если Вы продолжите пользоваться нашими услугами, мы будем считать, что Вы согласны с использованием cookie-файлов. Правила сайта.

Словарь антикварных терминов: «З»

  • Словарь антикварных терминов: «З»

Звериный стиль

Рассматривая предметы антикварной мебели, взгляд человека всегда испытывает особое удовольствие, когда встречает фигуры или изображения животного: лев, птица, собака. Человеку приятно увидеть проявление живого, окружающего мира в застывшем в своем величии мебельном искусстве.

 

«Звериный» стиль, называемый также зооморфным, известен еще с палеолита. Тогда охотники использовали наскальные изображения животных как своеобразный магический ритуал для привлечения удачи в предстоящей охоте и задабривании духов тех существ, на которых предстояла охота. Со временем анималистические изображения постепенно утрачивали первоначальную семантику. Наряду с реально существующими животными, люди стали почитать изображения хтонических существ, таких как сирена, грифон, кентавр, сфинкс и пр. До наших дней дошли работы шумерских, древнеегипетских и древнегреческих мастеров с изображением реально существующих или мифических животных. Наивысшее развитие эта символическая традиция получила в романском и готическом искусстве. Архитектура, мебель, резьба по камню, ткани, керамика, миниатюра – «звериный» стиль находил проявления во всех видах человеческого творчества. Излюбленными анималистическими мотивами были львы, собаки, рыбы и птицы. В эпоху Ренессанса символический акцент сместился на изображение человека, признанного гуманистическим мировоззрением, венцом творения. Однако возвращение к зооморфной теме происходит с приходом Классицизма и его идеей возвращения к античным канонам. С этого момента «звериный» стиль прочно укореняется в  разнообразной мебельной стилистике.

 

Коллекция Alter Ego Home богата мебельными образцами в «зверином» стиле. 

 

Дубовый шкаф
Дубовый шкаф поставец с львиным маскароном

Зензубель

Зензубель – ручной инструмент для продольного строгания, который был популярен у мебельщиков прошлых веков. При помощи зензубеля можно было получать продольные пазы на кромках и пластях заготовок. Кроме того, зензубель использовался для корректировки четвертей и фальцев на деталях разного размера. В современном мире этот инструмент практически полностью был вытеснен электрифицированным. Скорости мебельного производства диктуют свои условия, но в рамках небольших мастерских этот инструмент по-прежнему не теряет своей актуальности. В реставрации антикварной мебели иной раз не целесообразно использовать промышленное оборудование и приходится работать ручным инструментом. А это как раз тот случай, когда необходимо вспоминать и закреплять ремесленные традиции.

 

Зензубель

Зеркало

Согласно древнегреческому мифу, изобретение зеркала приписывается Гефесту, богу огня и кузнечного ремесла. На сосудах V века до нашей эры можно увидеть изображения коринфских мужчин и женщин, разглядывающих себя в маленькие кружочки отполированного металла, оснащенные ручками или ножками. Поверхность зеркала была выпуклой или вогнутой, поэтому отражение получалось искаженным. Небольшие в диаметре (15-20 см) предметы дополнялись ручкой или кольцом, за которые их держали рабы во время туалетных ритуалов своих господ.

 

Зеркала были предметом роскоши, символом невероятного богатства своего владельца. Так, по свидетельству Сенеки, богатые римлянки были готовы отдать сумму, равную целому приданому, за один-единственный образец. Чтобы защитить свое сокровище от окисления, попадания света и пыли, хозяева вешали на зеркало занавески, а по бокам располагались специальные губки, которыми начищали изделие до блеска перед каждым «сеансом отражения».

 

Зеркало в раме из красного дерева
Антикварное зеркало красного дерева 1850-х гг.

 

Привычная нам технология производства из стекла, покрытого сзади слоем свинца, датируется III веком нашей эры, о чем свидетельствуют раскопки в египетском городе Антинополе. Стекло получалось выпуклой формы, поскольку выдувалось из стеклодувной трубки, а с обратной стороны полученной линзы помещали слой расплавленного свинца, бронзы или золота. Именно этот процесс изготовления существовал на протяжении многих столетий, но был настолько трудоемким и давал такие посредственные результаты, что на протяжении долгого времени люди по-прежнему отдавали предпочтение металлическим зеркалам.

 

В XII веке признанными во всей Европе мастерами своего дела стали французские стеклодувы. Секрет их технологии заключался в том, что они добавляли две части золы от сожженного букового дерева на одну часть промытого песка. Так стекло получалось более прозрачным, а зеркало, соответственно, стало обладать лучшей отражающей способностью. В XIII веке мастера научились создавать уже более крупные и качественные плоские листы стекла, покрываемые амальгамой. Но в начале XVI в. центр производства зеркал переместился на юг – в Венецию, где и оставался следующие два столетия. 

 

антикварное зеркало
Антикварное настольное зеркало в раме с резным орнаментом 1920-х гг.

 

Ситуация кардинально изменилась в период промышленной революции. Сначала в 1835 году немецкий химик Юстус фон Либих начал использовать серебро при производстве зеркал. Благодаря этому, качество отражение стало идеальным. В дальнейшем были изобретены станки, позволяющие массово производить качественные зеркала самых разных размеров. Постепенно зеркала стали самым обычным аксессуаром и их смог себе позволить практически любой человек.


Прочитайте также статью: КАК ПРАВИЛЬНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЗЕРКАЛО В ИНТЕРЬЕРЕ? 5 ХИТРОСТЕЙ

Золочение

Позолота поверхности деревянных деталей мебели сусальным золотом состоит в наклеивании тонких листов благородного металла.

 

Сусальное золото – это тончайшие (около 100 нм), почти прозрачные листы настоящего золота. В зависимости от лигатуры, т.е. состава сплава, цвет приобретает лимонный, желтоватый, зеленоватый или красноватый оттенки. Зеленоватый оттенок получается при повышенном содержании серебра, красноватый – меди. В России традиционно для позолоты икон, лепнины и мебели, использовали червонное золото, иначе говоря – красноватое. А в европейских странах использовали более светлые сплавы или даже сусальное серебро.

 

вешалка  антикварная рама
Антикварная напольная вешалка и подставка для зонтов 1850-х гг. и Антикварное зеркало в стиле неорококо 1880-х гг.

Зонтовница

Зонтичница, зонтница, зонтовница или как мы в Alter Ego Home привыкли называть этот предмет – «подставка для зонтов», в последнее время набирает все больше популярности среди дизайнеров интерьера и простых обывателей, желающих сделать дом более уютным и комфортным. Неудивительно, ведь этот вроде бы незначительный элемент повседневной жизни способен и сильно облегчить уход за зонтиком, и украсить интерьер прихожей, кабинета, а главное – подставка защитит поверхности пола и мебели от влаги. 

 

В коллекции нашего антикварного салона зонтовницы широко представлены в различных вариантах исполнения – деревянные, металлические, с росписью, с позолотой. Стилистическое решение зонтовниц соответствует общим модным тенденциям эпохи и страны создания.

 

зонтовницазонтовница
Старинная ажурная подставка под зонты 1870-х гг.


Так, старинная подставка под зонты, выполненная английскими мастерами из дуба каштанового оттенка, по стилистической принадлежности тяготеет к эстетике неорококо, популярной в Европе во второй половине XIX столетия. Подставка трактована плоским вертикальным поликом со сквозным декором и резьбой, расположенным на широком прямоугольном основании со съемным металлическим поддоном. Полочка для фиксации имеет фигурный профилированный контур. Подставка отличается сложной конструктивной задумкой и ее блестящей реализацией, датируется 1870-ми гг.



Предыдущий выпуск словаря: Антикварные термины на букву «Ж»

 

Перейти к каталогу антикварной мебели по ссылке

 

 

Теги:

 

Здесь представлены самые интересные предложения и акции.
Раздел доступен только для членов Клуба Alter Ego Home
Уже зарегистрированы?
Войти
Вступить в клуб Alter Ego Home?
Зарегистрироваться
Регистрация

*поля, обязательные для заполнения

Авторизация
Войти как пользователь социальных сетей: