Обеденный стол
По понятным причинам мы стараемся об этом не задумываться во время приема пищи, но прообразами обеденных столов действительно были жертвенники. Жертвенный стол первоначально представлял из себя некую естественную возвышенность, например, камень. Смысл был в том, чтобы приносить жертву божеству не на земле, а выше — ближе к небу.
Первые столы, предназначенные для приема пищи людьми, а не божеством, возникли в Древнем Египте, в III тысячелетии до н.э. Они были каменными и небольшими — на две персоны. В эпоху Античности столы и вовсе стали индивидуальными. Более того, их предпочитали делать лёгкими и мобильными.
Stela of the Overseer of the Fortress Intef, detail showing Intef and his wife before the offering table. 2000–1988 B.C. Источник: https://www.metmuseum.org/art/collection/search/545393
Большие прямоугольные столы из массива дерева вошли в обиход людей эпохи Средневековья. Они весили десятки килограмм и зачастую обладали разборной конструкцией.
С течением времени, с ускорением развития моды и дизайна, ширилось разнообразие стилистических и конструктивных столов. Из типового прямоугольного обеденного стола появились круглые, овальные, раздвижные. Постепенно в моду вошли модели с узкой специализацией: чайные, кофейные, сервировочные, журнальные и пр. На примере коллекции салона Alter Ego Home можно познакомиться с историческими образцами, которые были характерны в то или иное время, в различных уголках мира.
Винтажный дубовый стол с точеными ножками 1930-х гг. из антикварной коллекции Alter Ego Home
Например, винтажный письменный стол SA2570-2 авторства нидерландских мастеров, выполненный из дуба глубокого чайного оттенка, по стилистической принадлежности тяготеет к эстетике неоренессанса, что проявилось в архитектоничной форме и декоре предмета.
Антикварный стол с круглой столешницей 1810-х гг. из антикварной коллекции Alter Ego Home
Другой яркий исторический образец — Антикварный стол SA2063, авторства нидерландских мастеров. Он выполнен из махагони богатого каштанового оттенка. По своему стилевому направлению стол подражает имперскому стилю ампир, первоначально возникшему во Франции во времена Наполеона Бонапарта. Этим обусловлен выбор нидерландских краснодеревцев эстетики опорных элементов стола в виде массивных и одновременно изящных львиных лап. Столешница столика опирается на точеную балясинообразную ножку, расходящуюся на фигурную подножку с четырьмя выемками в форме полумесяца. Большие гладкие поверхности стола позволяют рассмотреть природную красоту и текстуру красного дерева.
Опиумная мебель
В период расцвета Викторианской Англии, как ни в какую другую эпоху, ценились бытовой комфорт, уют и предметная насыщенность интерьера. Любопытным проявлением этой противоречивой эпохи явилось появление опиумных комнат со всей сопутствующей этому церемониалу атрибутикой. Более того, курение опиума было настолько востребовано в то время, что наряду с ординарными опиумными трубками, лампами, мисками и опиумной мебелью, стали появляться настоящие предметы искусства.
Опиумный притон в Ист-Энде, около 1880 года. Источник: https://wellcomeimages.org/indexplus/obf_images/03/97/90464cee215ff9e20ee975e9dbd3.jpg
Курение опиума распространилось в Китае в середине XVIII века, а в XIX в. досуг вошел в моду в Европе. Опиумные курильни назывались «гуа-йен дзян» — комнаты цветов и дыма. Они могли быть настоящими притонами, но чаще роскошными комнатами, дарящими ощущение безмятежности и вневременности. Романтика обстановки создавалась полумраком от занавешенных тяжелой парчою окон, обилием уютных бархатных подушек, дымчатой смесью тлеющих благовоний. Масляная лампа, излучающая тусклый приглушенный свет, давала необходимое для рассеянного взгляда освещение, и подчеркивала красоту сияющих опиумных атрибутов, создающих ощущение магии.
Китайские курильщики опиума, ок. 1866. Источник: https://wellcomeimages.org/indexplus/obf_images/10/56/cae5555697921935193584d4b20f.jpg
Полная изолированность от мира создавалась благодаря специальным опиумным кроватям. Конструкции кроватей были разнообразны: от простых низких лежанок с обилием покрывал до роскошных домиков с ажурными стенками и потолком. Кровати изготавливали из ценных пород дерева, отделывали тончайшей резьбой, инкрустацией из слоновой кости и перламутра, украшали лаковой росписью. Кровати дополнялись роскошными занавесками, которые открывали в жару и закрывали в холод. Популярность кроватей объясняется не только особой истомой, которая сопровождает курение опиума, но и устройством опиумной лампы и трубки, которые начинают взаимодействие только под особым углом. В обстановку опиумной комнаты входили также опиумные столы — низкие на специфически изогнутых вовнутрь ножках.
Опиумная кровать с принадлежностями для курения
В начале XX столетия практически во всем мире курение опиума было признано вне закона, а предметы опиумного культа уничтожали.
Орех
Дерево грецкого ореха имеет множество производных, не удивительно, что оно ценится человеком с древнейших времен. В кулинарных и медицинских целях используются семена и масло. А разнообразная по цвету и рисунку древесина является ценным материалом для производства мебели и мелкой утвари. Корень ореха используют для изготовления шпонам с невероятным природным орнаментом.
Антикварная витрина с отделкой из орехового капа 1860-х гг. из антикварной коллекции Alter Ego Home
Популярность ореха в мебельном производстве объясняется функциональными характеристиками самой древесины. Орех имеет высокую прочность и устойчивость к растрескиванию. Древесина тонковолокнистая, она свободно гнется, легко полируется и окрашивается. Дерево ореха настолько плотное, что из него возможно изготовление тончайшей, ювелирной резьбы. Ещё одним плюсом является то, что орех стойко переносит повышенную влажность.
Антикварный стол в стиле неорококо середины XIX в. из коллекции салона Alter Ego Home (массив ореха)
Плотность и приятный, золотистый оттенок древесины обусловил повышенный спрос на этот материал в эпоху рококо, когда популярность завоевала замысловатая мебель, богато украшенная резьбой. Любопытно, что в середине XIX в., когда царила мода на исторические направления в искусстве, стиль неорококо именовали также «ореховым рококо».
Орнамент
Орнаментальное украшение, как часть предмета, представляет собой самое простое художественное построение, основанное на принципах композиции.
Орнаментальное наполнение старинной мебели из коллекции Alter Ego Home
Акант, чечевички, соломонова колонна, льняные складки, розетки и рокайли — как отличить виды орнаментов на произведениях декоративно-прикладного искусства?
Мы записали подробный видео гайд, в котором наш эксперт Мария Королёва рассказывает о самых популярных орнаментах, которые встречаются на старинной мебели. Для просмотра материала переходите на наш YouTube-канал по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=lv-U7XpY7Go
Отделка
Отделка — это покрытие, наносимое на деревянный каркас мебели для придания ему желаемого цвета и тона. Правильно выбранная отделка подчеркивает уникальность предметов мебели, что делает интерьер более выразительным.
Деталь мебели после отделки
Поновление отделочного слоя — это один из самых популярных запросов, который клиенты адресуют нашей реставрационной службе. В работе применяются как современные, так и традиционные технологии. Ведущий реставратор компании Alter Ego Home, Максим Тарасов, поделился рассказом о двух вариантах отделки — восковой и шеллачной.
Отделка восками
Для начала стоит вспомнить, что такое воск. Воск — это смесь простых липидов. Молекулы воска чем-то схожи по строению с молекулами жира, а значит, материал не растворяется в воде, прекрасно смешивается с маслами и к тому же полностью натурален. После нанесения воск достаточно быстро затвердевает, создает легкую прозрачную пленку. Важно отметить, что воск нетребователен по отношению к технологии нанесения. Он хорошо ложится как на чистую древесину, так и на вполне себе старые покрытия. Прекрасно удерживается и создает тот самый, античный и приятный матовый блеск.
Но нужно понимать, что восковое покрытие не долговечно и для сохранения приятного матового блеска потребуется периодическое поновление древесины. Под поновлениям обычно понимают повторное нанесение раствора.
Шеллачная отделка
Шеллак по своей природе имеет натуральное происхождение. Собирают его с веток деревьев, на которых ведут деятельность насекомые, т.н. лаковые червецы. Очищенную смолу сушат, экспортируют, после чего она идёт на разные нужды, но в первую очередь на приготовление политуры.
Основной характеристикой шеллачного покрытия является шелковистый блеск с карамельным оттенком. Пленка очень нежная и бархатистая на ощупь. Главный подвох заключается в том, что такое покрытие не переносит воду и не обладает высокой износостойкостью, легко царапается.
При работе с антикварными предметами мы всегда стоим перед выбором: шеллак или что-то современное... Выбор реставратора сильно зависит от того, что диктует сам предмет. Шеллак уместен при соблюдении ряда условий. Обладатель такой отделки должен принять во внимание некоторые обязательства. В первую очередь предмет должен быть обеспечен определенной степенью ухода и наблюдения. Использование по назначению должно быть ограниченно. Если вы хотите сохранить глянец, то придется иногда "наводить лоск", что предполагает периодическое обновление поверхности. Исключено использование чистящих средств для мебели и прочей химии.
Узнать подробнее о различных реставрационных приемах, а также самостоятельно произвести реставрацию и отделку мебели вы можете в ходе мастер-классов, которые проходят в нашей мастерской. Подробности в нашем сообществе ВКонтакте.
Предыдущий выпуск словаря: Антикварные термины на букву «Н»