Лак
Лакировка мебели известна уже достаточно давно и сегодня нашей задачей будет раскрыть важные особенности защитных пленок, особенно если Вы собираетесь стать владельцем деревянного произведения искусства.
Реставрационная мастерская Alter Ego Home
Лак — это смолистые вещества растворенные в каком-либо растворителе. Сама по себе суть лакировки состоит в том, что после нанесения лака на поверхность и испарения растворителя, на древесине остаётся пленка из смолы.
Такая обработка, как правило, даёт множество преимуществ, среди которых защита древесины от внешних воздействий и выявление художественных качеств. Дальнейшая история жизни лаковой поверхности будет обусловлена типом смолы и различными добавочными компонентами, которые так же могут влиять на свойства пленки и характер её нанесения. Таким образом, лаки образовывают покрытия разной степени твердости и эластичности, что в дальнейшем сказывается на степени сохранности объекта.
В то же время ни один лак не даст гарантию абсолютной сохранности древесины, ведь очень многое зависит от того, в каких условиях находится мебель. Если возникает резкий продолжительный перепад температуры и влажности, то древесина реагирует изменением своего объема. Это может вызвать разрушение защитной пленки.
Реставраторам сильно помогают методы диагностики покрытия, благодаря которым можно понять, оставить старый лак или лучше его заменить. Если отделочные слой отслаивается и сыпется, — это значит, что пленка потеряла связь с верхним слоем древесины. Она не выполняет свои функции. В дальнейшем осыпание так и будет происходить, что вызовет ухудшение общего состояния объекта.
Если при визуальном осмотре лаковый слой целый без трещин и при трении не слезает "чулком", то можно смело оставлять отделку. В качестве дополнительного облагораживания уже существующей отделки можно использовать масла, воски или натуральные лаки, которые сгладят мелкие дефекты и освежат поверхность.
Ламбрекен
Ламбреке́н (фр. lambrequin, от lambeau — лоскут, обрезок) — ещё одна разновидность орнамента в нашем словаре. В данном случае речь идёт об орнаменте в виде фигурного фестона, выступа с закруглением в нижней части. Этот термин изначально обозначал шарф, который носил рыцарь поверх шлема, в результате чего образовывалась драпировка. Затем ламбрекены стали использовать при оформлении палаток рыцарских турниров, попон боевых коней. Символ прочно закрепился в геральдике.
Шпалера в деревянной раме второй половины XX века из антикварной коллекции Alter Ego Home
В мебельную моду этот вид орнамента прочно вошёл в период Французского Ренетства и стиля рококо, хотя встречаются примеры заимствования мотива другими направлениями мебельного искусства.
Старинный открытый настенный шкафчик с рельефной резьбой 1850-го года
Ломберный столик
Неазартная карточная игра в ломбер, появившаяся в Испании в XVI веке, повелевала досугом знати на протяжении нескольких столетий. Испанцы, будучи нетребовательны к специальным карточным атрибутам, играли в ломбер за обычными столами. Однако, когда игра приобрела европейскую популярность, привыкшие эстетизировать повседневность англичане и французы, изобрели новую разновидность игрального стола — с квадратной столешницей, за которой ни у одного игрока не было бы преимуществ перед друг другом. Занятно, что при общеевропейской популярности игры в ломбер, ни у англичан, ни у французов, ни у испанцев понятия ломберного стола не существовало. Он являлся просто специфической разновидностью стола для карточных игр. Такое понятие появилось впервые в России. В России ломбер называли «гомбером» — игра набрала популярность в правление Екатерины II. Однако вскоре ломбер померк в тени быстро набравших популярность виста и преферанса.
Антикварный ломберный столик 1850-х гг. из антикварной коллекции Alter Ego Home
Традиционно ломберные столики имели раскладную столешницу, позволяющую сделать предмет компактным и функциональным одновременно, и убирать его к стене в дневное время. Англичане, известные своей любовью к чаю и рациональностью мышления, в дневное время использовали ломберные столики в собранном виде в качестве чайных.
Львы мебельные
В искусстве разных стран одной из ключевых фигур «звериного» стиля являлся лев. Он считался символом царской власти и могущества, олицетворял мощь, величие, мудрость, справедливость и великодушие. Многие древние народы почитали льва как символ солнца и огня.
В мебельном символизме фигура льва известна с древних времен. Распространенным мотивом являлись мебельные ножки в виде львиных лап. Первые образцы таких ножек появились в Древнем Египте. Как правило, они размещались исключительно на изделиях мебели, созданных с репрезентативной целью. Позже львиные лапы стали излюбленным мотивом римлян. Однако настоящую популярность львиные лапы получили в период обращения к античным канонам в эпоху Ренессанса, Классицизма и Ампира.
Антикварный шкаф с резными маскаронами первой половины XIX века
В завершении «львиной» темы обратимся к немецкому неоренессансному шкафу первой половины XIX столетия. Главной акцентной деталью шкафа являются резные львиные головки, застывшие в рычании. Каждый головка неповторима в своем характере. Симметрично расположенные в нижнем ярусе три львиные головки, в соответствии с ренессансным культурным кодом, могут соответствовать Гордыне, Храбрости и Гневу.
Льняные складки
А на примере ещё одного шкафа с львиными маскаронами из коллекции Alter Ego Home можно наглядно познакомиться с ещё одним термином на букву «Л»: льяными складками.
Антикварный полушкаф с "льняными" складками 1870-х гг.
Льняные складки — готический орнаментальный мотив, изображающий сложенное в несколько раз полотнище, напоминающее льняную ткань.
В нашем блоге опубликовано уже 11 уникальных выпусков антикварного словаря! Все материалы вы можете найти на сайте и в социальных сетях. Подписывайтесь, чтобы не пропустить новый выпуск! А также приглашаем проверить знания в нашем телеграм-канале. Небольшой квиз доступен по ссылке.
Предыдущий выпуск словаря: Антикварные термины на букву «И»