Изголовье
Мебельщики эпохи Античности первыми начали делать деревянные кровати со спинкой в изголовье. Они назывались «лектус» и, как правило, украшались бронзовыми накладками.
В эпоху Возрождения и средневековья строительство домов сильно отличалось от современного. В домах было значительно холоднее, во внутренних помещениях гулял сквозняк. Одно из самых уязвимых мест – стык между крышей и стеной. Зимой холодный воздух проникал через щели и опускался на пол. Если бы матрас стоял вплотную к стене, холодный воздух попадал бы на спящих, создавая значительный дискомфорт и вред для здоровья. Высокое, массивное деревянное изголовье препятствовало этому.
Дубовая кровать с рельефными композициями 1870-х гг. и Антикварная кровать в стиле неоклассицизм 1870-х гг. (обе – Франция)
В наши дни изголовье кровати используется в первую очередь для украшения интерьера. Изголовье, спроектированное с учетом особенностей помещения, может стать привлекательным центром внимания в спальне.
Интарсия
Инта́рсия – разновидность инкрустации, техника декорирования какой-либо поверхности, при которой один материал углубляется, врезается в толщу другого. Применительно к деревянной мебели техника интарсии (от итал. intarsio – врезание, углубление) представляет собой так называемый деревянный набор (маркетри). Сначала стамеской или резцом вырезали на отдельных деталях мебельной формы очертания предполагаемого орнамента, затем заполняли его кусочками других пород дерева толщиной от одного до трех миллиметров, после чего тщательно разглаживали и натирали воском всю оформляемую поверхность.
Винтажный палисандровый секретер с интарсией растительного орнамента 1940-х гг.
Впервые технику стали применять в Древнем Египте. В античную эпоху были продолжены традиции декоративного маркетри. В своё время об этом писал Плиний: «Вот первый источник роскоши – покрывать один вид дерева другим и более дешевые превращать посредством верхнего слоя в более драгоценный».
Ионик
Ионик – тип орнамента характерный для классической архитектуры (название связано с «ионическим» ордером, в котором впервые стал применяться подобный рисунок). Представляют собой яйцеобразную форму, заострённую книзу и срезанную наверху, другое название – овы (лат. ovum – яйцо). Ряд таких яйцеобразных форм, чередующихся со стрельчатыми элементами или мотивом из треугольных листиков, образует полоску орнамента.
Антикварный шкаф с гранёными филёнками и львиным маскароном 1850-х гг.
Орнаментальный ряд с иониками часто украшает карнизы крупных форм мебели (буфетов, шкафов, витрин) эпохи Ренессанса и Классицизма.
Историзм
Широкий интерес к прошлому, на основе которого формировалось общекультурное историческое сознание общества, отличал период европейской эклектики или историзма, охватывающий период с 1830-х по 1870-1880-е гг. Ослабление интереса к классицизму и ампиру, развитие романтических настроений и романтизма в целом способствовали появлению искусства свободного выбора форм.
Антикварный полушкаф с арочными филенками 1860-х гг. – немецкий вариант стиля необарокко
Результатом ретроспективного художественного мышления, т.е. историзма, явилось искусственное воссоздание прошедших исторических стилей, исторических стилизаций, получивших название вторичных стилей, или неостилей. Цитирование прошлого, ставшее главным стилеобразующим принципом этого времени, порождало те или иные ассоциации – так стиль Людовика XIV символизировал роскошь и богатство, готика – древность и почтенность рода, бидермейер – буржуазный комфорт.
Комплект антикварных стульев в стиле неорококо с ажурными спинками 1870-х гг.
Рекомендуем статью по теме: БОЛЬШИЕ АРХИТЕКТУРНЫЕ СТИЛИ И ИХ МЕБЕЛЬНОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ. КО ДНЮ АРХИТЕКТОРА!
Италия
В XX веке ведущее место в европейском мебельном производстве заняла Италия. По существу, итальянские архитекторы создали так называемый мебельный дизайн и превратили его в универсальную формулу преобразования мира. «Для меня дизайн не служит заказом от той или иной фирмы, для оформления того или иного продукта. Для меня дизайн – это обсуждение жизни, общества, поэзии...» – это слова именитого Э. Соттсасса являются ключевыми для понимания философии итальянской мебели.
Винтажный комод фигурного фасада с накладной резьбой и накладными ручками 1960-х гг.
Сила итальянского мебельного дизайна изначально заключалась в его традиционности и одновременно в его постоянно устремлении к новому. К середине XX в. Италия прошла через естественное увлечение авангардистскими поисками, в период Муссолини испытала влияние неоклассицизма, а первые послевоенные десятилетия ознаменовались здесь обращением к традиции создания удобной и функциональной мебели.
Пара винтажных светильников 1960-х гг.
Представителями классической линии в мебели 1950-х годов выступили такие дизайнеры, как Д. Коломбо, М. Занусо, К. Скарпа, К. Молина и другие.
«Хороший дизайн» – направление, сложившееся в Италии в те же годы, обращалось к техническим, эстетическим и формальным принципам Баухауза. В его рамках начинал работать Э. Соттсасс, открывший в 1947 году в Милане собственную дизайн-студию. Тогда же появился и первый, разработанный Соттсассом, вариант офисной мебели под названием «Synthesis 45», ставший воплощением идей «разумной практической красоты».
Офисное кресло «Synthesis 45»