Сегодняшний пост будет об удивительном предмете, хранящемся в Метрополтен музее (США) – шкатулке, посвященной сюжетам из средневекового эпоса. Шкатулка выполнена в 1310-30-е гг. во Франции из слоновой кости.
Крышка шкатулки иллюстрирует штурм метафорической крепости, замка Любви с турниром и рыцарями. На левой части крышки изображены излюбленные герои средневековых преданий – Тристан и Изольда, за которыми следит король Марк. Согласно легенде, рано осиротевшего Тристана воспитывал его дядя король Марк, намеревающийся сделать его своим преемником. Позже, когда обстоятельства вынуждают Марка жениться для получения законного наследника, Тристан добровольно ищет ему невесту и привозит Изольду. Но в пути они с нею выпивают по ошибке любовный напиток, который ей дала мать для обеспечения прочной любви дочери и её будущего мужа. В этом конфликте заключается основная коллизия эпоса.
Одна из стенок шкатулки украшена рельефами, посвященными не менее знаменитому персонажу средневекового эпоса – рыцарю Ланселоту. Рельеф иллюстрирует два сюжета: Ланселот и лев, Ланселот пересекает мост меча. В романе Ланселот любит недоступную даму, поскольку она - королева, жена своего сюзерена, и полностью посвящает себя служению, причиняя страдания в своем теле (раны на Мосту Меча, бой со львом). Не осмеливаясь требовать это, он сможет получить доступ к объекту своего желания, но «ночь любви между Ланселотом и королевой остается без будущего, судьба Ланселота остается загадочной. Тема Ланселота и Гвиневры - это очень хороший пример куртуазной любви, идеальной любви в средневековой литературе.
На другой стороне шкатулки изображен рыцарь, спасающий даму от Дикого человека (Вудхауса) - мифического существа, которое появляется в искусстве и литературе средневековой Европы. Вудхаус, как правило, изображался покрытым волосами или шерстью и зачастую вооружённым дубиною.
Лицевая сторона шкатулки иллюстрирует средневековую легенду, и, впоследствии, популярный сюжет западноевропейского изобразительного искусства - Аристотель и Филлида, обыгрывающий и высмеивающий подчинение мужчины женщине. Согласно легенде, юный Александр Македонский был увлечен гетерой по имени Филлида и попал под ее влияние. Это беспокоило наставника Александра — великого греческого философа Аристотеля. Он решился поговорить с Филлидой напрямую и попросил ее оставить Александра. Она согласилась, но при условии, что философ даст ей себя оседлать. Аристотель был вынужден согласиться. В таком виде их застал Александр: его наставник ползал на четвереньках, а на его спине восседала веселая гетера. Аристотель обратился к изумленному ученику: «Вот видишь, если она такое вытворяет со мной, старым, умудрённым человеком, то представляешь, во что она может превратить тебя». Это убедило Александра оставить Филлиду.
Автор: Мария Королева