Приближается празднование Китайского Нового года!
2024-2025 объявлены Годами культуры России и Китайской Народной Республики и мы решили не оставаться в стороне. Тем более что нам есть, о чём поведать читателям. Итак, разбираемся с китайскими, а может быть «а-ля китайскими» вещицами в классическом европейском интерьере.
Китайская тумба из тика первой половины XX века из антикварной коллекции Alter Ego Home.
Зарождение интереса к восточной экзотике
Увлечение китайским искусством зародилось в Европе в Средние века, и было инициировано отважными путешественниками, которые вернувшись из длительных странствий, привозили рассказы об экзотической, почти мифической стране, населенной сказочными жителями. Публикация «Путешествий» Марко Поло в начале XIV столетия сохранила и усовершенствовала заманчивое видение Востока, которое уже начало формироваться в воображении европейцев.
Маттео Риччи в традиционной китайской одежде
В 1601 году, на заре XVII века, миссионер Маттео Риччи стал первым европейцем, вошедшим ко двору императора. Его рассказы и рассказы его товарищей поддержали импульс европейских мифов о Поднебесной. Для европейских аристократов Китай представлялся призрачной страной, переполненной богатствами и диковинными вещицами. Примерно тогда же Британская Ост-Индская компания начала торговлю из Кантона (современный город Гуанчжоу), экспортируя чай и табак — в Лондон. Остальные европейцы — голландцы, португальцы, а затем и французы — последовали этому примеру. Помимо основного груза, моряки вернулись с множеством раритетов и диковинок, познакомив тем самым европейскую публику с китайским фарфором, лаками и тканями.
Охота на китайскую роскошь
В XVII веке китайское искусство стало объектом восхищения и коллекционирования в Европе. Лакированные экраны, фарфоровая посуда, ткани и другие китайские произведения стали символами роскоши и изысканности. Они попали в моду в силу своей уникальности и необычности в глазах европейцев. Во многом этому способствовало художественное направление Барокко, главенствующее на культурной сцене XVII столетия и характеризовавшееся высоким интересом к экзотике и межкультурному разнообразию. В это время импорт предметов роскоши с Востока достиг беспрецедентных высот. Коллекционеры и дипломаты активно привозили предметы китайского искусства в Европу, способствуя культурному обмену.
Дельфтский фарфор, конец XVII в. Источник: https://www.kunstmuseum.nl/en/collection/pair-bottles-screw-tops?origin=gm
Китайский фарфор был одним из наиболее ценных и желанных товаров в Европе. Вильгельм III Оранский, король Англии и Нидерландов, был страстным коллекционером китайского фарфора. Примером может служить его коллекция «Дельфтского фарфора», который был вдохновлен китайским дизайном и хранится сегодня в Художественном музее Гааги.
В то же самое время во Франции Людовик XIV ввёл в моду бальные наряды в китайском стиле и даже приказал построить Фарфоровый Трианон на территории Версальского дворца (1670 г.).
Шинуазри
Со временем Кантон начал экспортировать специальные образцы, созданные для европейского рынка, с преувеличенным орнаментом, который удовлетворял любителей стиля Барокко, но в Китае считался вульгарным. Можно увереннно утверждать, что китайское искусство в XVII веке стало неотъемлемой частью европейского культурного пейзажа, вдохновляя художников, дизайнеров и аристократию. Этот период заложил фундамент для будущих волн влияния китайского искусства на Европу, таких как «китайская мания» в XVIII веке.
Мебель в стиле шинуазри середины XIX в., спроектированная Джоном Линнелом. Источник: https://www.vam.ac.uk/collections/chinoiserie
В эпоху Просвещения, в XVIII веке, интерес к китайскому искусству стал более систематизированным. Европейские аристократы, будучи очарованными, во многом выдуманным образом загадочного и далекого Востока, начали коллекционировать предметы искусства, инспирированные экзотической китайской культурой и получившие название шинуазри.
Туалетный столик в стиле шинуазри, середина XVIII в. Источник: https://www.vam.ac.uk/collections/chinoiserie
Этимология слова «шинуазри» имеет французское происхождение и происходит от слов «chinois», что означает «китаец», и «à la chinois», что переводится как «в китайском стиле». Обе эти фразы появились в начале XVII века, однако термин «шинуазри» впервые был употреблен в английском языке только в 1883 году; более чем через столетие после того, как этот стиль достиг своего зенита. Шинуазри был не только стилистическим продуктом китайского влияния, но и реакцией на предметы роскоши, импортированные из Японии, Индии и других азиатских стран. Импортный текстиль, лаковые изделия и фарфор из Азии вдохновил британских художников и дизайнеров, а также ремесленников материковой Европы подражать азиатскому фарфору и выражать свое видение Востока посредством принятия псевдоазиатских идиом и мотивов. Европейские аристократы были очарованы новизной, роскошью и эстетическими качествами предметов в стиле шинуазри.
Предметы из китайской коллекции Антикварного салона Alter Ego Home
В XIX веке, в период романтизма, интерес к Китаю стал более глубоким и эмоциональным. Китайские элементы в декоре были восприняты как символ возвышенности, экзотики и необъятности. Этот период также ознаменован увлечением чайными сервизами, керамикой и искусством каллиграфии.
Музейные собрания по всему миру начали наполнять предметами китайского искусства.
На протяжении этих веков, отношение к китайскому искусству в Европе не только отражало интерес к экзотике, но также свидетельствовало о глубоком культурном обмене. Китайский стиль стал важным компонентом европейского декора, интегрируясь в различные стили и течения. Этот процесс синтеза стилей привнес богатство и разнообразие в европейскую эстетику, изменив ее навсегда.
Для просмотра Китайской коллекции антикварного собрания Alter Ego Home перейдите по ссылке.
Автор статьи: эксперт салона Alter Ego Home, искусствовед Мария Королёва
Рекомендуем к прочтению похожие материалы:
Феникс и дракон. Как понять китайскую резьбу по дереву и отличить ее от европейской?