Стиль-загадка, стиль-вымысел, стиль-интерпретация иллюзий… И всё это о шинуазри - французского просторечного слова chinoiserie, примерно переводящегося как «китайщина». Направление появляется в XVII веке, когда благодаря Ост-Индской компании в Европе появляются такие заморские диковинки, как чай, фарфор, шёлк и опиум, – и тут же завоевывают сердца светской общественности. Пробуждается интерес не только к отдельным продуктам, но и к восточному, экзотическому направлению в целом.
Взрыв интереса и массовый импорт китайских предметов привели к логичному результату: качество продукции из Поднебесной заметно ухудшилось и перестало устраивать взыскательный вкус знати. Поэтому перед местными краснодеревщиками встала задача по производству аналогичных по внешнему виду, но сделанных без изъянов товаров.
На дворе – XVII-XVIII века. Что в это время могли знать европейцы о таких загадочных, далеких, с совершенно другой культурой краях? Ничего. Они могли только предполагать, интерпретировать и фантазировать. Именно поэтому в их работах пагоды могли соседствовать с пальмами, а китайские императоры чертами лица оказывались подозрительно похожи на Людовика XV. Мастера черпали сюжеты из привезенного фарфора и узоров на тканях, из которых шили платья и даже стали декорировать мебель и стены.
Любопытная особенность шинуазри – символизм. Здесь каждое изображение имеет скрытый смысл, поэтому обычная иллюстрация превращается в сказку, которую может считать каждый, просто внимательно рассмотрев предмет. Так, скала или цветущее персиковое дерево означают пожелание долголетия, пионы – благополучие, дракон символизирует власть, а летучие мыши – счастье.
Великолепными образцами стилизованных изделий отличилась Англия: даже знаменитый Томас Чиппендейл поддался модным веяниям и декорировал свою мебель китайскими мотивами – например, ножками в виде птичьих лап, сжимающих шар. Вторая волна популярности шинуазри пришлась на эпоху расцвета ар-деко, 1920-1930-е годы.
Яркий представитель стиля шинуазри в коллекции Alter Ego Home – роскошные напольные часы. Искусно выполненный лаковый корпус с изображениями сценок китайского быта сделан английскими краснодеревщиками. Здесь и пагода, и барышня в традиционной одежде, и сюжет с охотой, и летящий журавль. Надо сказать, что лакировка – крайне трудоемкий процесс, требующий от автора удивительного мастерства. Деревянная поверхность долго и тщательно шлифуется, затем наносится лак, тонкими слоями и много раз. Каждый слой должен высыхать в течение нескольких дней, и перед нанесением следующего поверхность обрабатывается пемзой. Количество слоев варьируется от 30 до 200 в зависимости от глубины врезных узоров и инкрустаций.
Что касается механизма, то он немецкий. Это обычная история для антикварных часов, когда страны изготовления корпуса и внутреннего содержания отличаются. Германия по праву завоевала лидерство в производстве часовых механизмов, которые точно отмеряют ход истории даже спустя сто лет. В напольных часах шинуазри он сделан фирмой Франца Хермле, которая также отличается удивительной историей. Это фабрика с более чем вековой историей по-прежнему существует на рынке, более того, она занимает львиную долю производства часовых механизмов и все эти годы демонстрирует безупречное качество.
Напольные часы находятся в полностью рабочем состоянии, корпус сохранил первозданный облик, а механизм отсчитывает течение времени и сопровождает каждый прожитый час благозвучной мелодией.