В процессе бытования предметы зачастую могут менять цвет. Изменения происходят непосредственно с лаковым покрытием или любой другой защитной пленкой. Могу сказать, что эти «преображения» далеко не в лучшую сторону изменяют художественное восприятие объекта, а происходят они по разным причинам.
Во-первых — это окисление, неизбежный контакт кислорода с твердым телом. Последствия: потемнение либо искажение цвета в непредсказуемую сторону. Так, например, сильнее темнеют поверхности, загрунтованные олифами. Активность этого процесса усиливается отсутствием освещения, особенно когда предметы где-нибудь спрятаны и изолированы от солнечных лучей. Именно этот процесс происходил с древнерусскими иконами, которые покрывали олифой, отчего они полностью «чернели» буквально за несколько десятилетий.
Реставрационные процессы в мастерской Alter Ego Home
Куда опаснее отсутствия света, — наоборот, его обилие, особенно солнечного. Помимо местного нагрева, что тоже крайне не желательно, мы получаем мощную разрушающую силу ультрафиолетовых лучей, которые обесцвечивают поверхность. Отсюда появляются дефекты в виде выгорания отделочного слоя и бледных пятен. Глобальные последствия — предмет утратил цветовую гамму, да и текстура куда-то растворилась...
Теперь подробнее про мебель. Степень выгорания во многом зависит от типа отделочного слоя. Искусственные смолы не так сильно подвержены этому эффекту в отличие от натуральных, но по итогу результат воздействия лучей будет всегда один.
Итак, теперь вы знаете, каким образом солнечный свет влияет на предметы, а кто предупреждён, — тот, как известно, вооружён.
Все это и многое другое мы разбираем на мастер-классах по реставрации. Приходите, будет интересно!
Автор статьи: реставратор Максим Тарасовъ