Каждое изделие авторства английских мастеров, будь то резной стул, колоритный сундук или изысканный буфет, рассказывает свою собственную историю, отражая вековые традиции английского ремесла. Английская мебель удивляет не только своим художественным оформлением, но и технологическим подходом к производству. Английские мастера, веками оттачивавшие свои столярные навыки, использовали уникальные методы подготовки и обработки древесины, что позволило добиться выдающейся прочности и долговечности.
Ренессанс в Alter Ego
Уникальный предмет, выполненный в елизаветинской стилистике, представляет собой сочетание готических узоров с итальянскими и французскими влияниями. Подобная форма шкафов в Англии до 18 столетия носила название Press Cupboard (Шкаф-пресс) и относилась к разряду гардеробных шкафов. Термином «гардероб» к тому моменту называли не только определенные виды мебели, но и целые комнаты для хранения предметов одежды. В более ранний период шкафы были встроены в обшивку спален и не были мобильными. К этому же времени утвердилась традиционная конструкция предмета: двухчастный объем со слегка утопленной верхней частью. Традиционно для подобного стилистического решения, шкаф выполнен в темном колорите, имеет замысловатую резьбу в виде ромбовидных шевронов, овойдов, гильошированного ритма и растительных узоров. Предмет отличает строгая геометрия, поддержанная ритмичным резным орнаментом.
Великолепным образцом альтернативного художественного оформления шкафов-прессов является другой предмет из коллекции нашего пространства. Шкаф выполнен в первой половине XVIII столетия из дуба темного колорита. В качестве декоративных акцентов выбраны орнаментальные панно флоральной тематики в технике маркетри. Именно эта сложная и высокохудожественная техника способна превратить предмет мебели в шедевр. Писатель XVIII века Савари де Брюлон описал маркетри как «картины на дереве» (paintings in wood). Он имел в виду процесс создания декоративных панно путем нанесения тонких кусочков дерева на поверхность предмета. Итальянцы были первыми, кто использовал маркетри в XIII веке, но голландцы усовершенствовали и распространили это искусство по всей Европе. Первые английские образцы появились в период Стюартов, и к концу XVII века оно было в полном разгаре. До последней четверти XVII века использование шпона в Англии было сдержанным, обычно ограничиваясь простой инкрустацией на сундуках и комодах. Все изменилось с прибытием в Англию будущего правителя Вильгельма Оранского со своей женой Марией в 1689 году. Маркетри как полноценная форма искусства была введена в Англию ремесленниками, которые сопровождали Вильгельма и его двор в Лондон, и оказали немедленное влияние на оформление корпусной мебели. Краснодеревщики отдавали предпочтение клену, дубу, красному дереву и атласное дерево за их богатые и разнообразные оттенки. Дуб и орех часто служил фоном, потому что его богатство позволяло более светлой древесине выделяться. Английские мастера с кропотливой тщательностью воплощали желаемый рисунок в жизнь.
Восхитительный рисунок и поразительный декоративный эффект на нашем предмете создан благодаря использованию различных пород дерева. Самое впечатляющее, что краснодеревщики выполняли этот сложный и технический процесс вручную на протяжении нескольких столетий!Прием цветочного маркетри представляет более ранний период производства шкафов, позже появляется арабеска. Основой наборной композиции предмета является букет тюльпанов, стоящий в вазе, от которой виден только венчик. В Великобритании есть своя особая история любви к тюльпанам. Тюльпаны были впервые завезены в Англию в 1550-х годах, когда «тюльпаномания» охватила сады богатых европейцев. Считается, что выращивание тюльпана началось в Центральной Азии еще в 11 веке. Именно отсюда тюльпаны впервые были завезены в Западную Европу Карлом Клузиусом, который основал ботанический сад в Лейденском университете в 1593 году и, как известно, в том же году посадил там тюльпаны. Пик «тюльпаномании» пришелся на 1630-е годы, когда вирус сделал отдельные луковицы тюльпанов более яркими и, следовательно, более ценными. На деревянном наборе цветовые оттенки бутонов переданы контрастными деревянными вставками, делающими тюльпаны легко узнаваемыми и в тоже время абстрактно-схематичными. Нижние филенки украшает рельефная резьба в виде шеврона, вписанного в орнаментальную арку. Конструктив предмета подчеркивает ритмичная порезка в виде зубчатой ленты контрастных цветов.
В целом, в художественной мебели XVI- первой половины XVIII столетий доминировала эстетика эпохи Возрождения, вплоть до появления характерных черт эпохи Барокко. При этом английская мебель имеет особый декоративный стиль, отличающийся от континентального Ренессанса того же периода.