К привычным вещам мы относимся, как к самим собой разумеющимся и редко задумываемся об истоках. А как, например, появилось коллекционирование? Кто придумал собирать экземпляры, объединенные одной темой или общими признаками? О первых коллекционерах древности мы расскажем в следующих выпусках, а сегодня поговорим о том, кто создал «тренд» на это занятие в России.
Первым настоящим русским коллекционером стал и первый Император Всероссийский Петр I. Именно он «прорубил окно в Европу» во всех отношениях, когда не только основал Санкт-Петербург, но и заимствовал и перенёс заграничные увлечения в светское общество соотечественников.
Интерес к собирательству у будущего императора проявился ещё в юном возрасте. Тогда его привлекали предметы старинного быта и редкие монеты, а с течением времени появились и более «взрослые» коллекции оружия со всего света: от экземпляров местных умельцев до образцов западного и восточного военного искусства, которые Петр приобретал у заезжих купцов.
В 1697-1698 годах наш герой отправляется в первое продолжительное путешествие по Европе, и в этом тоже оказывается первым: никто из русских царей до него не выезжал за пределы Руси. Там он с любопытством посещал местные музейчики и осматривал частные коллекции. Не обходил стороной и уже появившиеся в Европе и модные в те времена Кунсткамеры (с немецкого – «палата редкостей» или «палата искусств»). Из этой поездки Петр не привозит серьёзных экспонатов, но зернышко интереса к коллекционированию в привычном нам понимании этого слова у него зародилось. А уже во втором масштабном путешествии, случившемся спустя 20 лет – в 1717 году, император целенаправленно изучал «кабинеты натуральной истории», выставки диковинок и картинные галереи. Искусство живописи покорило сердце Петра настолько, что он «с особливым удовольствием по целому часу сматривал, как сии последние [художники] работали, беседовал с ними о художестве». В Амстердаме он заводит дружбу с Георгом Гзелем, знатоком живописи и художником. Новый друг открывает для самодержца мир аукционов, где он предсказуемо покупает первые картины на морскую тематику.
Вторым приобретением становится коллекция искусно вырезанных фигурок из полудрагоценных камней – оникса, агата, яшмы, халцедона и сердолика. В ней насчитывалось 75 экземпляров, выполненных немецкими мастерами.
Собрание Петра I пополнил Август II Сильный: курфюрст Саксонии подарил императору предметы гордости своего государства – «мелкую пластику», сделанную на Мейсенском заводе – первом фарфоровом заводе в Европе. Коллекцию составляли детализированно расписанные статуэтки, которыми так славилась фабрика.
По приказу его величества Лев Измайлов, русский посол, приобрел большую коллекцию китайского искусства, в том числе фарфора. Именно при Петре I в стране появились античные статуи, сосуды и вазы, а также бюсты римских императоров, привезенные из-за границы.
Кроме предметов художественной культуры, разум императора занимала наука, поэтому собрание пополнялось также экземплярами естественнонаучной ценности. Коллекция стала настолько большой, что потребовалось специальное место для ее хранения. Именно тогда и появилась Кунсткамера, которая прошла путь от хранилища частного собрания минералов и монет до музея государственного значения.
Так, своим примером Петр I создал моду на коллекционирование, которая пережила уже более трех столетий и завоевывает сердца новых поколений.
Предлагаем вас последовать за государем и приобщиться к прекрасному с помощью экспонатов Alter Ego Home. Кто знает, может именно с вещицы из нашего ассортимента начнется ваша фамильная коллекция, которую можно передавать из поколения в поколение, сохраняя традиции и историю, воплощенную в предметах искусства. Ознакомьтесь с разделом "Антиквариат", а мы сделаем дополнительные фотографии и видео понравившихся позиций. Надеемся, что уже совсем скоро откроем для вас двери нашего шоу-рума на Васильевском острове!