Школьная парта у нас вызывает ностальгические чувства. Сколько было прожито за ними! Первая любовь, дружба, ссоры. При чем, как правило, несколько поколений одной семьи вкладывают в понятие школьной парты разные представления. Действительно, старшие члены семьи много лет своей школьной жизни провели за так называемыми партами Короткова и Эрисмана, знакомые молодому поколению скорее по фотографиям тех лет и кинофильмам советской эпохи.
Конструкция парты Ф.Ф. Эрисмана
Школьная парта Ф.Ф. Эрисмана
Школьная парта Ф.Ф. Эрисмана и П.Ф. Короткова создавалась в несколько этапов. Идея оригинальной конструкции принадлежит врачу швейцарского происхождения Федору Эрисману, переехавшему в Российскую империю и положившему начало направлению общественной гигиены в России. Уделяя особое внимание проблемам массового снижения зрения и болезням позвоночника у школьников, в качестве профилактических мер он предложил усовершенствовать уже некогда существующую в Германии модель школьной парты. В 1870 году идея была реализована. Парта представляла собой монолитную деревянную конструкцию. Стол в виде скошенной под небольшим углом письменной поверхности, огражденной в передней части небольшим бортиком. Скамья со сквозной спинкой и широкой перекладиной располагалась со столом на едином основании. Император Александр II с интересом отнесся к данному изобретению. Вскоре парта, созданная по конструкции Эрисмана, стала обязательной во всех образовательных учреждениях Российской Империи.
Модернизация парты в двухместную
Школьная парта двухместная
Несколькими десятилетиями позже, петербуржцем П.Ф. Коротковым был внесен ряд изменений и дополнений в конструкцию Эрисмана, делающих использование парты более удобным: она стала двухместной, скошенная столешница была оснащена откидывающимся бортиком для большей мобильности ученика, вдоль боковин размещены металлические крючки, а в горизонталь на столешнице вмонтированы емкости для чернильницы и ручек. Кроме того, нижняя часть столешницы была дополнена полкой для книг и тетрадей. Учитывая стремительный рост ребенка, модель парты предполагала несколько размерных рядов.
Развитие школьной мебели
Учебный класс из советского фильма "Старик Хоттабыч"
Однако ни что не стоит на месте. Представления об анатомических возможностях и ограничениях человека расширяются, и, казавшиеся некогда оправданными, изобретения попадают в разряд устаревших. Так произошло и с партой Эрисмана-Короткова, признанной не соответствующей современным нормам СанПин.
Но, это лишь один, наиболее близкий нашей культуре эпизод из жизни школьной парты. История ее развития увлекательна и порой не предсказуема. Существование школьной парты насчитывает несколько веков, за которые ее дизайн менялся от базового к более современному в соответствии с развитием представлений об анатомии человека и эргономичности мебели. Кроме того, школьная парта традиционно несла дидактические функции. Она предназначалась не только для того, чтобы за ней писать и читать, но и для того, чтобы дети учились правильно располагать тело в пространстве, привить им чувство порядка и умение сконцентрироваться на определённые временные рамки.
Официальная история школьной парты началась в 1868 году в Чикаго. Американский дизайнер Герберт Л. Эндрюс представил первый в мире дизайн школьной парты. Основной целью модели было обеспечение комфорта учащихся за счет регулировки высоты стола. Однако и до этого периода известно существование множества типов школьной мебели, выполненных из дерева, металла, а иногда и из глины. В наших следующих статьях мы расскажем об этом подробнее.
Автор статьи: эксперт салона Alter Ego Home Мария Королёва
Рекомендуем также статьи на тему детской мебели:
ЭВОЛЮЦИЯ ДЕТСКОЙ КОЛЯСКИ. ЧАСТЬ 2: ЧТО ПРИДУМАЛ 20 ВЕК
ИСТОРИЯ ДЕТСКОЙ МЕБЕЛИ. КАК ЖИЛИ ДЕТИ ДО СИСТЕМЫ МОНТЕССОРИ?