Сегодня Всемирный день театра!
В этот день мы вспоминаем великих драматургов, чьи произведения по-прежнему живут на сцене. Один из таких гениев – Жан-Батист Мольер. Его комедии разоблачали пороки общества, высмеивали глупость и лицемерие, а сам он был не только автором, но и актером, отдававшим театру всего себя – до последнего вздоха.
Любовь всегда склонна бывает к ослепленью,
Она любой порок за качество сочтет
И в добродетели его произведет.
Мольер. Мнимый больной. 1673
Театральные комедии Мольера (1622-1673), получившие признание еще при жизни автора, и по сей день не сходят с подмостков всех театров мира. Мольер был не только самым востребованным придворным драматургом Франции при дворе короля Людовика XIV, но актером, игравшим практически во всех своих постановках. Однако, как часто бывает, путь к успеху Жана-Батиста Поклена, именно так звали французского драматурга, был долгим и непростым.
Жан-Батист Мольер (настоящее имя Жан-Батист Поклен) (1622–1673)
Жан-Батист родился в семье состоятельного ремесленника, придворного декоратора-обойщика и камердинера Людовика XIII Жана Поклена. Родители, видя в сыне продолжателя семейной традиции, дали сыну хорошее образование, отправив учиться в иезуитский Клермонтский колледж, считавшийся лучшим во Франции. Там он познакомился с античными классиками, древними языками, философией, естественными науками и, конечно же, театром. Тогда же будущий драматург понял, что на всю жизнь свяжет себя с театральным миром, а не мебельным ремеслом. Однако декоративно-прикладное искусство в последствие неоднократно играло важную роль в жизни Мольера: так, из нескольких зеркал, поддерживаемых обезьянками, состоял самодельный герб Мольера.
Cамодельный герб Мольера
Прежде чем стать придворным драматургом, Мольер с его «Блистательным», или «Достославным театром» объездил почти всю Францию. По возвращению в Париж, слава его театральных постановок дошли и до Людовика XIV. Король взял труппу Мольера под свое покровительство, выделив для нее помещение во дворце Petit Bourbon. Вскоре и знаменитый Пале-Рояль был передан для труппы Мольера до конца его дней. «Тартюф», «Дон Жуан», «Лекарь по неволе», «Мещанин во дворянстве» - пьесы, написанные в придворный период драматурга.
Пале́-Роя́ль, Пале-Руайаль (фр. Palais Royal — «королевский дворец») — площадь, дворец и парк, расположенные в Париже напротив северного крыла Лувра.
Последняя комедия Мольера «Мнимый больной» была представлена 10 февраля 1673 года в театре Пале-Рояль. Мольер играл в ней роль Аргана, ипохондрика, проводящего время в бесконечных процедурах и приёмах лекарств. На протяжении всех трех актов комедии Арган находился в кресле, ставшем в последствии одной старейшей и самой почитаемой реликвией музея национального французского театра «Камеди Франсэз». Именно в нем сидел Мольер 17 февраля 1673 года, когда во время последнего акта почувствовал себя плохо и потерял сознание. Товарищи подняли его с этого кресла и на руках перенесли домой, где через несколько часов он скончался.
Кресло Мольера
До 1879 года «кресло Мольера» использовалось в качестве театрального реквизита. Затем оно перешло в музей и заняло там самое почетное место в экспозиции зрительного фойе. В инвентарных книгах музея о нем сказано:
«Un fauteuil de Molière, à crémaillère et couvert en peau noire... Pour mémoire, parce qu'il n'a pas de prix » - «Хранится во имя памяти. Цены не имеет».
Сейчас кресло стоит под колпаком из стекла. Оно стало символом духовного присутствия Мольера в «Камеди Франсэз». Каждый год 17 февраля после спектакля вокруг кресла собирается вся труппа театра, чтобы почтить память великого комедиографа.
Антикварное кресло с фактурной обивкой из коллекции в Alter Ego Home
Кстати, в нашей коллекции Alter Ego Home есть антикварное кресло с фактурной обивкой, напоминающее легендарное «кресло Мольера». В нем прекрасно сочетаются элегантность, утонченность и исторический шарм. Посмотреть его можно здесь: смотреть кресло.
Автор статьи: Королёва Мария
Редактор: Мартынова Вероника