Мавританский стиль появился в Испании после мусульманского завоевания Пиренейского полуострова в VIII веке. Проживающие на этой территории разные национальные и религиозные группы в синтезе создали уникальный стиль, который получил свое выражение в архитектуре, интерьерах, керамике и мебели. Яркими примерами мавританской культуры стали дворец Альгамбра в Гренаде и Кордовская соборная мечеть. Активное развитие стиля продолжалось вплоть до XV века, после чего его популярность стала угасать. Возрождение Мавританского стиля случилось в XIX веке, в эпоху Романтизма, когда в Европе появился большой интерес к разнообразным национальным культурам и искусству. Этому поспособствовал Египетский поход Наполеона в 1798-1801 гг., который заложил основу распространения знаний о Древнем Египте и арабской культуре.
Мода на Восток
Появление в домах аристократии, тематически оформленных восточных интерьеров, связано с путешествиями. К XVII веку среди европейских аристократов особую популярность обрели Гран-туры, в которые на несколько лет отправлялись молодые люди. Маршрут обычно пролегал через центральную Европу (Германия, Франция, Швейцария и т.д.). А главной точкой маршрута была Италия, в особенности Рим, с посещением его святых мест. Гран-тур должен был стать завершающим этапом в образовании и воспитании молодых людей из аристократических семей. Они выбирали для таких поездок посещение особо значимых в культурном отношении европейских столиц и городов, где можно было познакомиться с шедеврами архитектуры, живописи и скульптуры.
Необычный сувернир
Со временем в маршрут путешествий стали входить Средиземноморье и Ближний Восток. В течение XVIII-XIX веков идея “Путешествия на Восток” постепенно вытеснила идею Гран-тура в умах некоторых европейских путешественников, писателей и художников. Для них вдохновение новой культурой служило толчком к созданию новых произведений искусства. В «Лексиконе прописных истин», опубликованном посмертно в 1913 году, Гюстав Флобер определялвостоковеда как "человека, который много путешествовал".
Помимо желания развеяться и получить новые впечатления, также важным фактором была новизна места и желание задокументировать для домочадцев свои впечатления. По этой причине из путешествий активно привозили «сувениры»: предметы быта, одежду и украшения. В европейских особняках активно стали появляться и пользоваться особой популярностью мужские курительные комнаты с пуфиками, диванами, кушетками и инкрустированными столиками. Примером могут послужить комнаты, оформленные в Мавританском стиле, в Зимнем дворце и Юсуповском дворце в Петербурге.
Мавританский стиль был достаточно эклектичен и вобрал в себя многие элементы из других культур. Мебель обильно украшалась резными орнаментами в восточном стиле, подковообразными мавританскими арками, инкрустацией из перламутра и кости, набором из разных пород дерева. Предметы обычно были приземистыми, так как в восточных странах главенствующее место занимал ковер и существовала традиция сидения преимущественно на полу.
В собрании Alter Ego Home представлен великолепный комплект в Мавританском стиле. Он состоит из двух стульев, раскладного столика и скамьи.
Предметы выполнены из ореха с инкрустацией перламутром. Основной мотив, встречающийся на данном комплекте мебели, является машрабия - элемент арабской архитектуры, представляющий собой узорные деревянные решётки, закрывающие снаружи окна, балконы, либо ширмы или перегородки внутри здания. Машрабия обеспечивает беспрепятственное проникновение во внутренние помещения свежего воздуха, и в то же время надежно защищает от палящих солнечных лучей. Само название машрабия происходит от арабского слова «машраба» (кувшин). Машрабия - место для хранения питьевой воды в кувшинах, выполненных из пористой глины. Вода, просачиваясь сквозь стенки этих сосудов, испаряется, благодаря чему содержимое кувшинов остается прохладным, а также охлаждается помещение. Машрабия состоит из часто переплетающихся геометрических элементов. Видов подобных узоров существует большое количество. Наиболее разнообразные орнаменты представлены на спинках стульев из нашего собрания.