Факт #1: хотел стать художником
Известно, что первоначально Буль хотел стать художником, но, по словам одного из его близких друзей, Пьера-Жана Мариетта (1694-1774), его отец –краснодеревщик Жан Буль – настаивал на развитие других навыков. Этот факт частично может объяснить не только ощущение «упущенного призвания», которое проследовало Андре на протяжении всей жизни, но «страсть» к коллекционированию гравюр и картин, а также свойственную ему особую, живописную манеру отделки мебели.
Стол работы Андре-Шарля Буля
Факт #2: азартный коллекционер
Буль считался аристократом среди мебельщиков. Большую часть заработанного состояния он потратил на то, чтобы наполнить свою квартиру и мастерскую произведениями искусства. Азартный Буль посещал буквально каждую аукцион-продажу рисунков и гравюр. Его склады были забиты драгоценными породами дерева, а также готовыми и незавершенными предметами великолепной мебели. В его собственных комнатах находились бесценные произведения искусства – драгоценные камни, медали, картины и рисунки, включая сорок восемь рисунков Рафаэля. Большая часть этой коллекции погибла в пожаре 1720 года, который начался в соседней мастерской, однако быстро перекинулся на мастерскую Буля. Опись его потерь в этом пожаре превысила 40 000 ливров, включая ущерб от утраты станков, материалов, живописи старых Мастеров, рисунков Рафаэля, восковых моделей Микеланджело.
Факт #3: царедворец
Андре-Шарль был рекомендован ко двору Людовика XIV – «Короля-Солнце» Жаном-Батистом Кольбером, бывшим первым министром Франции в качестве «самого опытного мастера в своей профессии». Иностранные принцы, французское дворянство, правительственные министры разных стран мечтали заполучить образцы мебели из его мастерской. Ведь во многом, основным элементом роскошного стиля Людовика XIV стала мебель именно Буля. Его мастерство полностью позволяло реализовывать свои живописные фантазии в мебели. Продукция Буля, производившаяся в трех мастерских, включала комоды, шкафы, пьедесталы, футляры для часов и осветительные приборы, богато украшенные позолоченной бронзой, которую он проектировал и отливал сам.
Интерьер Версальского дворца
Факт #4: должник
Однако несмотря на постоянный поток заказчиков самого высокого уровня, у Буля всегда заканчивались деньги. В основном это было прямым результатом его пожизненной одержимости коллекционированием произведений искусства. В литературе встречаются упоминания, что недовольные клиенты, не получив оплаченные заказы, неоднократно предпринимали официальные попытки получить королевское разрешение арестовать Буля за долги, несмотря на его должность Мебельного мастера короля в Лувре. В 1704 году король предоставил Булю шестимесячную защиту от своих кредиторов при условии, что Буль воспользуется этим временем, чтобы уладить свои дела. Жизнь не по средствам, кажется, была семейной чертой, поскольку история повторилась двадцать лет спустя, когда один из его сыновей был арестован в Фонтенбло и фактически заключен в тюрьму до тех пор, пока король Людовик XV не освободил его.
Андре-Шарль Буль умер 29 февраля 1732 года в Лувре, оставив множество долгов своим четырем сыновьям, которым примерно семнадцатью годами ранее, он передал право собственности на свой бизнес и звание мебельщиков короля - ébéniste du roi.
Факт #5: колледж École Boulle
Андре-Шарль Буль подарил свою фамилию самостоятельному направлению мебельного стиля, создав его из сплава неповторимых технических и художественных приемов, не использовавшихся ранее в такой комбинации. Помимо этого, в его честь назван колледж изящных искусств, ремесел и прикладного искусства в Париже. Колледж École Boulle основан в 1886 году по инициативе города Парижа в качестве муниципальной школы. Его основной целью было обучение профессионалов в области мебели, таких как краснодеревщики, плотники, обойщики и резчики по дереву. Позже было добавлено обучение дополнительным профессиям, таким как резчики, слесари по бронзе или граверы по стали.
Колледж École Boulle
Автор статьи: эксперт салона Alter Ego Home Мария Королёва