Приходишь каждый день на работу, никого не трогаешь, а потом выясняется, что работаешь в памятнике истории и культуры, занесенном в госреестр объектов культурного наследия. В здании с более чем двухсотлетней историей! Рассказываем, откуда есть пошла Кожевенная линия, как масон построил винный завод для отца-основателя еврейской диаспоры и что в нем находится сейчас.
История Кожевенной линии начинается ещё в 1780-х годах. Из-за расположения вдоль Финского залива, она носила название «Береговая». В начале XIX века было решено перенести на этот тогда «отшиб» Васильевского острова все петербургские кожевенные фабрики, поскольку выделка кожи сопровождается не слишком приятными ароматами. В 1845 году за линией закрепилось её нынешнее название. Кроме дубильных мастерских, индустриальную направленность улицы поддерживал литейный механический завод, ситценабивная фабрика, производство цементных труб и – самое интересное – винный завод, в здании которого сейчас и располагается Alter Ego Home!
Если включить воображение, даже сейчас в неказистом здании можно увидеть следы былого шика. Это сейчас в нем 3 этажа (привет, убогие надстройки!), а в первозданном виде этаж был один, украшенный несколькими классическими портиками. Несложно догадаться, что архитектором был итальянец – Викентий Иванович Беретти. Окончив Императорскую Академию художеств по классу архитектуры, он быстро построил блестящую карьеру и даже занимал должность городового архитектора. Возможно, это объясняется его членством в масонской ложе «Соединённые друзья».
Завод на Кожевенной Беретти строил для Абрама Израилевича Перетца. Интересный и загадочный персонаж, который по непонятным причинам оказался близок к высшим слоям российского общества: император Павел I пожаловал ему звание советника коммерции, а в друзьях были граф Сперанский и Потемкин. Банкир, судостроитель-подрядчик, откупщик соли, финансовый реформатор, снабженец русской армии в Отечественной войне 1812 года и лидер только появляющейся еврейской диаспоры… И, наконец, винодел. Но благосостояние в России имеет свойство кончаться, и Перетц не стал исключением: государственная казна не вернула ему средства за снабжение, и он объявил себя банкротом. Спустя пару десятилетий перестал существовать и винный завод, а на его месте с 1820 по 1850 год располагался винный склад Казенной палаты.
В 1862 году здание обрастает двумя новыми этажами по проекту архитектора Рудольфа Бернгарда и переходит в собственность Владимирского кожевенного завода, находящегося по соседству. Сейчас территория Кожевенной развивается и промышленные сооружения выполняют новые функции. Так, в особняке Брусницыных снимают кино, а бывший винный склад превратился в шикарный лофт и один из самых масштабных шоу-румов мебели, предметов антиквариата и декора Alter Ego Home. Прикоснуться к истории старинного здания, побывать внутри и получить культурный экспириенс можно каждый день, на Кожевенной, 30 с 9:30 до 20:00. Ждём вас в гости!)