Раскопки Геркуланума и Помпей, начатые примерно в 1755 году, пробудили во всей Европе в целом и во Франции в частности сильный интерес к античным древностям. Найденные во время раскопок артефакты находят отражение в формах мебели и убранстве комнат. Геометрия мебели становится более прямой и архитектурной, появляются декоративные детали в виде древнеримской арматуры – щиты, шлемы и копья. Развитие этого направления в течение нескольких десятилетий постепенно приводит к появлению стиля ампир.
В его основе лежит подражание не грекам и этрускам, а Риму, в истории которого привлекают завоевательные походы, военные триумфы и героические биографии. В убранстве интерьеров это настроение воплощается в дворцовых залах, оформленных в стиле походных шатров.
Архитекторы Шарль Персье и Пьер Франсуа-Леонард Фонтен создали проекты мебели и интерьеров для резиденции Наполеона Бонапарта и Жозефины Богарне. Они придумали целую систему декоративных образов: так, пчела внутри лаврового венка символизировала самого Бонапарта, а Жозефину воплощал лебедь. В 1801 году архитекторы выпустили книгу «Собрание эскизов для украшения интерьера». Их идеи подхватили художники, наводнившие французскую столицу после революции, и распространили по всей Европе.
Впервые в истории столярного производства важную роль стала играть сама фактура материала, которая терялась в стилях-предшественниках за обилием украшений. Мастера-краснодеревщики стремятся сохранить расположение слоев дерева и его природный рисунок. Самым популярным материалом изготовления становится ценное красное дерево.
Ампир характеризуется тем, что переносит на мебель архитектурные формы из античности: колонны, карнизы, пилястры и фризы, используя их для визуального разделения фасадов комодов и шкафов. Ножки стульев, кресел, диванов и столов оформляются в виде мифических грифонов, сфинксов и львиных лап, а сверху дополняются фигурками лебедей. В качестве декоративных элементов используются бронзовые накладки, мраморные доски, а также фигуры богинь, кариатид и фантастических существ.
Двумя основными мотивами в орнаменте становятся акант и пальметта. И если первый – традиционный узор, заимствованный из античности, то второй появляется как дань моде на восточные мотивы после Египетского похода Наполеона в 1797 году.
Отдавая дань пышности, мебель ампира не отягощена проблемой удобства пользования: она массивна и прямоугольна, а жесткие сидения диванов и стульев не предполагают наслаждений от посиделок. Несмотря на это, именно в этот период в обиход вошло множество новых типов мебели, например, стоячие зеркала-psyche, геридоны и жардиньерки.
Разгром Франции привёл к закату ампира с его пафосом имперской власти, сильного государства и великих общественных деяний: помпезная военная стилистика выходит из употребления примерно в 1830-х годах.
В коллекции Alter Ego Home есть несколько представителей этого имперского стиля. Например, роскошное настенное зеркало – экспонат прямиком с родины направления. Рама типичной прямоугольной формы по периметру украшена цветочным орнаментом. Жемчужиной дизайна становится навершие композиции, напоминающее о милитаристском духе ампира – скрещённые колчан со стрелами и факел. Смягчают образ две воркующие горлицы – символы счастья.
Другой экспонат – ажурный стол-бюро из последней поставки антиквариата. Материал изготовления – красное дерево – фаворит мастеров начала XIX века. Откидная крышка декорирована в технике паркетри и дополнена бронзовыми накладками. Верхняя часть украшена ещё одним отличительным элементом ампира – прорезным бронзовым бортиком.