Выдающиеся художники XX века, такие как Сальвадор Дали, экспериментировали с мебелью, как с важной частью своего художественного творчества. Сочетая практичность с чертами их характерного стиля, каждое творение имеет свой неповторимый облик.
Дали был одним из самых известных художников своего времени. В 1930-е Дали был частью французского сюрреалистического движения, основанного в Париже в 1924 году, в которое входили писатели, мыслители, а также художники. Творческий метод Дали во многом сформировался под влиянием трудов Зигмунда Фрейда о бессознательном, об исследовании темного мистического ландшафта подсознания и мира снов, оптических иллюзий, странных умножений и искаженных частей тела. Художник экспериментировал с самоиндуцированными галлюцинациями, чтобы получить доступ к своему подсознанию во время создания произведений искусства. Этот процесс он назвал параноидальным критическим методом. «Я первый, кого удивляют и часто пугают образы, которые я вижу на своем полотне. Я регистрирую без выбора и со всей возможной точностью веления моего подсознания, мои сны…», – писал он.
По мнению Сальвадора Дали, искусство должно наполнять все стороны жизни. За свою карьеру художник создавал гравюры, картины, скульптуры, а также предметы мебели. Он заинтересовался мебелью после знакомства с Жаном Мишелем Франком, известным декоратором интерьеров. Таким образом Дали нашел новые способы выразить «свой» сюрреалистический идеал в широком диапазоне декоративно-прикладного искусства.
В 1934 году Дали зациклился на газетной фотографии Мэй Уэст, найдя ее лицо воплощением женской красоты. На картине он превратил ее черты в части комнаты, где каждая черта лица была элементом гостиной: нос стал камином, губы – диваном, глаза – картинами. По следам этой работы в 1936-1937 годах Жан-Мишель Франк создал для Дали первый диван Mae West Lips Sofa – диван-губы в натуральную величину. Диван был обит «шокирующей розовой» тканью, созданной Эльзой Скиапарелли и повторяющей цвет помады, которую носила актриса. После этого, такой дизайн дивана стал чрезвычайно популярным и воссоздавался несколькими ведущими производителями мебели.
Некоторые из предметов мебели Дали происходят из его картин.
На своей картине «Женщина с головой из роз» 1935 года Дали изображает пару женщин, окруженных очень странной мебелью. Там присутствуют кресло и журнальный столик Leda. Они состоят из скрученных и томных конечностей, так характерных для художника; а их плавная и выразительная форма прямо контрастирует с их тяжестью, делая их почти неподвижными.
На той же картине можно заметить яйцо, поставленное на стол – один из любимых символов Дали: минеральное напоминание о прежней, внутриутробной жизни и возрождении.
Символическим предметом является диван Vis-à-Vis, получивший название за его форму и цель – частные беседы; по преимуществу сюрреалистический разговор влюбленных.
А вот и другие известные творения Дали. Лампа с выдвижными ящиками и Торшер с костылями (выполнены по эскизам 1936-1937 гг.). В этих эскизах Дали сделал отдельные исследования каждого соответствующего абажура. Драпированная ткань очень тщательно проработана, несмотря на кажущуюся простоту, поскольку она явно напоминает жест скрещенных рук тореро, когда он машет мулетой перед быком, прежде чем нанести смертельный удар.
Венера Милосская с выдвижными ящичками, которая для Дали олицетворяет абсолютное совершенство (1936 г.)
Автор статьи: эксперт салона Alter Ego Home Мария Королева