В искусстве разных стран одной из ключевых фигур «звериного» стиля являлся лев. Он считался символом царской власти и могущества, олицетворял мощь, величие, мудрость, справедливость и великодушие. Многие древние народы почитали льва как символ солнца и огня.
В мебельном символизме фигура льва известна с древних времен. Распространенным мотивом являлись мебельные ножки в виде львиных лап. Первые образцы таких ножек появились в Древнем Египте. Как правило, они размещались исключительно на изделиях мебели, созданных с репрезентативной целью. Позже львиные лапы стали излюбленным мотивом римлян. Однако настоящую популярность львиные лапы получили в период обращения к античным канонам в эпоху Ренессанса, Классицизма и Ампира.
Фрагмент антикварного шкафа со скульптурной резьбой; Италия, орех, вторая половина XIX столетия
Прекрасной иллюстрацией «львиной» темы в коллекции Alter Ego Home является голландские дубовое кресло, выполненное во второй половине XIX столетия в неоренессансной стилистике. Подлокотники кресла имеют резные навершия в виде львиных головок. Именно они придают стилистически сдержанному креслу настроение торжественности и царственности, превращая его в своеобразное подобие трона.
Антикварное тронное кресло; Голландия, дуб, вторая половина XIX столетия
В искусстве архитектуры фигура льва традиционно размещалась у входа, выступая символическим стражем здания. Этот же прием зачастую повторялся в мебели. Так, французские мебельные мастера разместили головки львов, держащие в пасти металлические кольца, по углам подстолья антикварного резного стола. Стол выполнен в первой половине XIX столетия из дуба в стилистике неоренессанса. В данном случае, фигуру льва мы можем рассматривать как стража и оберега хозяина дома, защищающего его от недоброжелательных гостей за столом.
Фрагмент антикварного резного стола; Франция, дуб, первая половина XIX столетия
В завершении «львиной» темы обратимся к немецкому неоренессансному шкафу первой половины XIX столетия. Главной акцентной деталью шкафа являются резные львиные головки, застывшие в рычании. Каждый головка неповторима в своем характере. Несмотря на изображение львов в оборонительной позиции, они всегда выступали носителями положительной символики. Симметрично расположенные в нижнем ярусе три львиные головки, в соответствии с ренессансным культурным кодом, могут соответствовать Гордыне, Храбрости и Гневу.
Антикварный шкаф с резными маскаронами; Германия, дуб, первая половина XIX столетия
Автор: Мария Королева