Среди произведений мебельного искусства бесспорным авторитетом пользуются образцы, выполненные в технике деревянной мозаики. Наибольшими художественными достоинствами обладают предметы, выполненные в технике маркетри, инкрустации и интарсии.
Маркетри (от франц. marquer – расчерчивать, размечать) является разновидностью деревянного набора, в основе которого лежит технология облицовки гладкой подготовленной поверхности недорого дерева тонкими пластинами более ценных пород, которые укладываются в определённой последовательности, образуя задуманный рисунок. Среди наиболее ценных пород дерева особым почетом по красоте текстуры и физических свойств пользуются розовое, палисандровое, самшитовое, лимонное дерево, тик и орех. Особенности фактуры, а также дефекты древесины, используются в качестве основы для создания уникальных, неповторимых композиций.
Для придания различных оттенков фрагментам деревянного шпона, издревле используются натуральные красители, такие как масло или горячий песок. Благодаря десяткам оттенков, которые можно было получить с помощью травления или морения шпона, деревянная мозаика позволяет создавать уникальные, сложнейшие композиции с передачей светотени, не уступающие по художественности исполнения некоторым живописным полотнам. Дополнительную эффектность и проработку деталей древесине придает гравировка.
Самые ранние образцы наборного дерева были зафиксированы еще в Древнем Египте, откуда он был позаимствована в Древний Рим и Грецию. После падения античной культуры возрождение деревянного набора произошло в средневековой Европе. На протяжении нескольких столетий Франция и Италия заслуженно считались лидерами в технике декорирования плоских поверхностей тонкими деревянными пластинами. Технологически толщина шпона для создания идеальной мозаики не должна превышать 2-3 мм. Это стало возможно только после изобретения специального станка для производства пиленого шпона и формирования тончайших деревянных пластинок в XVI столетии.
В эпоху Средневековья и раннего Возрождения самой парадной и представительной считалась церковная мебель. Ее поверхности было принято украшать различными композициями деревянной мозаики. В силу слабой разработки технологий и несовершенства станков первоначальные варианты маркетри имели упрощенный, как правило, геометрический характер. По мере совершенствования станочной техники композиции становились все сложнее и уже могли иметь определённый жанр. Нередко на больших плоских поверхностях столешниц, дверцах шкафов и откидных досках секретера появлялись различные варианты натюрморта, бытовые сценки и пейзажи.
Мебельная коллекция Alter Ego Home богата разнообразными образцами корпусной мебели, украшенной различными видами деревянной мозаики. Искусное маркетри геометрического рисунка и приглушенной неконтрастной тональности украшает поверхности столов SA1514-1, 1520-1. Интересная шахматная мозаика расположена на столешнице игрального столика SA1307, выполненного итальянскими мастерами в первой половине XX столетия и продолжающего европейскую традицию декорирования поверхностей игральных столиков в соответствии с той или иной разновидностью настольной игры.
Автор: Мария Королева