Андре-Шарль Буль относится к редкому числу мастеров декоративно-прикладного искусства, чье имя стало нарицательным, а предметы, выполненные мастером, являются всемирным наследием. Историки искусства склонны называть Буля «ювелиром мебельного искусства». Андре-Шарль Буль (фр. André-Charles Boulle, 1642 — 1732) был поистине титанической личностью, являясь одновременно художником, гравером, рисовальщиком, резчиком по дереву, орнаменталистом и позолотчиком, однако всемирную славу он приобрел как мебельный мастер, выработавший свой неповторимый мебельный стиль и технику, получившие свое название в честь автора.
Андре-Шарль Буль принадлежал к семье потомственных художников и мебельщиков-краснодеревцев. Отец Андре-Шарля Буля, Жан Буль был известным в профессиональных кругах мебельным мастером и держал свой мебельный магазин в Германии. После переезда со всей семьей во Францию, его работы приобрели широкую популярность, позволившую ему стать придворным мебельщиком Людовика XIII и обосновать свою мастерскую в Лувре. Таким образом, Андре-Шарль мог с самого детства постигать азы творчества в одном из ключевых центров по производству мебели во Франции.
Андре-Шарль еще с юности выделялся творческими способностями среди своих братьев. Собранный и упорный характер, талант, а также семейные связи позволили ему войти в круг приближенных короля Людовика XIV и стать королевским краснодеревцем. Фирменный и аутентичный стиль, создаваемый Булем, прекрасно отвечал запросам правящего монарха в создании «большого стиля» и пропагандировал роскошь, неповторимость и могущество французского двора. Стилистически работы Буля соответствовали эклектичному сочетанию классицистической конструкции и декоративного убранства барокко. Архитектурность и величие форм в стиле Буля служили прекрасной основой для роскошного и пышного орнамента. В качестве основы, как правило, использовались дорогие сорта экзотичного красного, черного или розового дерева. Вместо традиционного набора маркетри Буль применил новую технику, вдохновляясь мебельными образцами итальянских мастеров XIV-XV. Уникальная техника представляла собой разновидность углубленной интарсии - врезание одного материала в другой, контрастирующие по цвету и текстуре: золотистую латунь, красную медь, пестрый черепаховый панцирь, светлую слоновую кость и искристый перламутр.
На ранних этапах в качестве орнаментальной базы Буль использовал композиции выдающихся граверов Жана Берена, Жана и Даниэля Моро, однако в последствии стал работать по самостоятельным рисункам, производя полностью аутентичный продукт. Отличительным декоративным решением были массивные литые детали из позолоченной бронзы. Визитной карточкой предметов Буля был обязательный маскарон с ликом солнечного бога Аполлона с расходящимися от него лучами - эмблема Короля-Солнца. Образцы мебели Буля хранятся в лучших музейных собраниях мира: в Лувре и Версале, в Музее Метрополитен в Нью-Йорке, в Музее Виктории и Альберта и в коллекции Уоллеса в Лондоне, музее Гюльбенкяна в Лиссабоне, музее Пола Гетти в Калифорнии, в других музеях и частных собраниях.
Автор: Мария Королева