Среди мебельной коллекции Alter Ego Home есть ряд предметов, отличающихся насыщенным темным колоритом, наполненные особой атмосферой и духом романтизма. Буфеты, кресла, столы, книжные шкафы и настенные полки для тарелок. Это неполный список предметов, выполненных в самобытном и отличающимся большим разнообразием художественных решений неоренессансном стиле. Стиль неоренессанс относится к категории неостилей, популярных в Европе и России XIX столетия. В его основе лежат стилевые координаты Большого стиля эпохи Возрождения, однако переосмысленные с позиций накопленного мастерства и обладающие большей свободой в формообразовании. Стиль неоренессанс получает распространение в 1850-80-е г. Во многом этому способствовали романтические настроения, царившие в европейской культурной среде этого времени. Романтическая литература А. Дюма, В. Скотта, Ж. Санд, популяризация романтизма в живописи, пропагандируемая У. Тернером, Т. Жерико и др., привели к смещению жизненной философии в сторону воспевания природы, интересу к человеческим чувствам, тяготения к экзотическим мотивами и игре воображения. Гуманистическое мировоззрение, торжество земного бытия - типичные черты эпохи Ренессанса, которые вдохновляли мастеров XIX столетия. Человек, признанный венцом творения, становится главным сюжетом литературы, живописи, зачастую его фигура размещается на предметах мебели.
Примечательно, что неоренессансный стиль - первый стиль, который получил национальные черты и был по-своему воспринят и адаптирован в различных европейских странах. Так, во Франции он получил название стиль Генриха II, в Англии - стиль Тюдоров, в Испании - Неоплатереско, в Германии - Древнегерманский стиль.
Однако при всех национальных особенностях, мебель в неоренессансном стиле имеет ряд общих черт: она отличается тяжеловесностью, добротностью, насыщенным колоритом, архитектурностью, красотой пропорций, обилием объемного резного декора и использованием антропоморфных и зооморфных мотивов. Излюбленным материалом европейских мастеров-краснодеревцев был массив дуба и ореха.
Конструкция корпусной мебели вдохновлена ренессансой архитектурой и строится подобно зданию: массивный устойчивый цоколь - несущие опоры (колонны, пилястры, кариатиды) - основной объем - фриз - карниз.
Прекрасной иллюстрацией подобного архитектонического построения могут служить атмосферные буфеты:
Собрание Alter Ego Home периодически пополняется курульными креслами XIX столетия, созданными по мотивам популярных кресел XVI века, ведущих свое происхождение от древнеримских кресел (лат., sella Curulis). Курульное кресло представляет собой, как правило, складное кресло, которое в Древнем Риме несли за курульным эдилом ликторы и ставили его в случае необходимости; со временем оно превратилось в один из атрибутов государственной власти, знак высокой должности его обладателя. В древности курульные кресла могли изготавливаться из дерева или бронзы. Курульные кресла, выполненные в неоренессансном духе, отличаются хорошей эргономичностью, удобством, стилевым единством и атмосферностью. Примером могут служить курульные кресла:
Интересным разнообразием проявлений неоренессансного стиля отличаются настенные полки для тарелок из собрания салона. Образцы:
и др. схожи характером объемной резьбы, конструктивным построением и мастерством художественной отделки. Полки для тарелок не только призваны служить демонстрации коллекционных образцов фарфора, но и сами являются самодостаточными предметами искусства.
Обеденные, письменные, чайные столы, выполненные в неоренессансном стиле зачастую имеют общую характерную особенность, восходящую к традиционным ренессансным образцам - подстолье на широких опорах - «коньках», соединенных проножной перекладиной. К образцам такого конструктивного решения относится стол:
Гладкая столешница в сочетании со сдержанным подстольем призваны акцентировать внимание на резных деталях, выполненных с блестящим мастерством.
Кресла в духе неоренессанса из собрания салона имеют очаровательные детали, задающие настроение всему предмету. К таковым относятся кресла с резными локотниками, завершающиеся головками львов
Мебель в неорненессансной стилистике обогащена множеством любопытных резных деталей, которые требуют пристального рассмотрения и удивляют разнообразием сюжетов и форм.
Автор: Мария Королева