Еще со времен Средневековья свечи служили источником света, но пользоваться подсвечниками могли себе позволить только представители зажиточных сословий и церковные служители. Массовое производство незамысловатых моделей началось в XVIII веке, а в следующем столетии изделия стали покрываться богатым декором. И в наши дни антикварные подсвечники представляют интерес для коллекционеров: помимо заложенной культурной ценности, они наполняют пространство аристократическим шармом и эстетично хранят уменьшенный вариант домашнего очага.
До наших дней старинных экземпляров дошло очень мало, поскольку во время исторических перипетий и военных действий изделия из ценных металлов переплавляли на монеты.
Литьем подсвечников из цельного серебра славились мастера-гугеноты. Ножка, свечник и цоколь отливались отдельно, а после спаивались друг с другом в единое целое. Литые подсвечники отличались внушительным весом, прочностью и щедрым декором.
Минимально украшенные лаконичные модели, находившиеся на пике популярности в начале XVIII века, уступили место более богатой орнаментике французского рококо в 1730-х годах. Во многих изделиях того времени основой становилась фигурка женщины, которая держала свечную розетку над головой.
К 1780-му году мода на вычурность сменилась неоклассическим периодом с его сдержанностью. Массовое производство подсвечников обеспечивали такие промышленные центры, как Бирмингем и Шеффилд. Вместо дорогостоящего и трудоемкого литья появилась другая техника: изделия изготавливали из листового серебра, для устойчивости заполняя полые части деревом, смолой и иногда металлом. Появлению такой технологии в 1742 году мир обязан шеффилдскому мастеру Томасу Боулсоверу.
Если сравнить «заполненный» и литой подсвечники, оба будут тяжелыми, но если перевернуть изделие, то можно увидеть разницу: основание у литого будет полым, а внутри заполненного установлена металлическая пластинка или деревянная вставка. Поверх этих «вставок» часто приклеивали кусочек сукна, чтобы подсвечник не царапал деревянные поверхности. Маленькие подсвечники, рассчитанные на 1 тонкую свечу, ставили на письменный стол, с её помощью плавили сургуч для запечатывания писем и прикуривали трубку.
Производственный процесс раскатывания сплава меди и серебра в пластину применялся следующие 100 лет, пока в 1840-м году его не заменил метод гальванопокрытия, введенный в практику фирмой «Элкингтон». Посредством электролиза изделие из никеля или латуни покрывалось слоем чистого серебра. Такие предметы отличаются более ярким однородным блеском.
Канделябры, как и подсвечники, также часто изготавливали комплектами из двух штук. Уже с середины XVII века они прочно входят в обиход, но большая часть дошедших до наших дней экземпляров датируются XVIII-XIX веками. Изначально канделябры оснащали двумя рожками, но впоследствии их количество увеличивалось, когда обеденная трапеза переместилась с дневного на вечернее время в XVIII веке. Некоторые экземпляры делали разборными, придавая им дополнительную функциональность. Так, если открутить верхнюю часть с рожками, в нижней части останется отверстие для одной свечи, и легким движением массивный канделябр превратится в подсвечник.
С конца XIX – начала XX века многие мастера серебряных дел стали выступать против массового производства. Они стремились возродить ручное средневековое ремесло, используя благородные материалы и следуя современным тенденциям.
В Alter Ego Home представлено несколько комплектов парных подсвечников и канделябров. Один из них как раз демонстрирует технологию гальванопластики, о который мы рассказали выше: покрытие из чистого серебра не подвержено появлению патины. Чистый блеск благородного металла будет приумножать мерцающий свет свечи, отражая его от поверхности и наполняя пространство праздничными бликами.
В коллекции также найдутся и барочные экземпляры с растительным декором, и одиночный храмовый красавец в готическом стиле. Обязательны к рассмотрению в качестве уникальных презентов к предстоящим праздникам