В новой поставке Alter Ego Home прибыл крайне любопытный предмет, связанный со старинными преданиями и историями. На настенном панно с барометром показан известный сюжет, связанный с легендарным рыцарем Лоэнгрином.
Лоэнгрин (нем. Lohengrin; Loherangrin) — герой немецких легенд о короле Артуре. Лоэнгрин является рыцарем Святого Грааля. Его история является одной из вариаций легенды о рыцаре Лебедя.
Лоэнгрин
Лоэнгрин — герой поэмы Вольфрама фон Эшенбаха «Парцифаль» (1210). Он является рыцарем Чаши Грааля. Легенды о Граале связаны с представлениями о том, что Чаша дает вечное бессмертие, отпущение грехов и изобилие, а замок Монсальват, где хранится Грааль, является местом утешения, где нет страданий земной жизни.
Члены ордена втайне оберегали беззащитные государства. Именно с этой задачей Лоэнгрин едет в Брабант, где умерший герцог не оставил наследников мужского пола. В этой истории граф Тельрамунд обманом хочет заполучить руку Эльзы, дочери умершего правителя. Лоэнгрин прибывает в Брабант по воде на лодке, которую тянет лебедь. Герой обличает ложь Тельрамунда и женится на Эльзе, но с условием, что девушка никогда не должна спрашивать настоящего имени мужа.
Подобная традиция сокрытия имени или внешности не нова и часто встречается в преданиях разных народов и стран. Требование Лоэнгрина было связано с данным им обетом ордену, поскольку служение рыцарей происходило в тайне. Однако любопытство Эльзы берет верх и она задает судьбоносный запрещенный вопрос. Лоэнгрин ей рассказывает о себе, после чего садится в ладью и уплывает навсегда. Именно эта часть сюжета и показана на панно из нашего собрания. Лоэнгрин в фантастических доспехах стоит на лодке, запряженной лебедем, в то время как его супруга на берегу горюет о своей утрате и ошибке.
Антикварное настенное панно «Лоэнгрин в ладье, запряженной лебедем» 1900-х гг. из коллекции Alter Ego Home
Данная история легла в основу сюжета оперы Рихарда Вагнера «Лоэнгрин», премьера которой состоялась в 1850 году. Опера очень сильно повлияла на Людвига II, короля Баварии, который впервые ее услышал в возрасте 15 лет. Людвиг II был слабым политиком, однако выступал в качестве большого ценителя и покровителя искусств. Его увлекали фантастические и сказочные истории.
Король пригласил жить к себе в страну выдающегося композитора и выплачивал хорошее жалованье. Однако Вагнер жил в Баварии всего шесть месяцев, после чего ему по политическим соображениям пришлось уехать из страны. Однако увлечение Людвига II оперой «Лоэнгрин» нашло выражение в архитектуре и строительстве замков. В 1869 году был заложен известный замок Нойшванштайн («Новый лебединый камень»). Архитектура здания поражала сказочностью и красочностью оформления. Замок расположился на вершине горы. Король тщательно подходил к вопросу строительства и требовал согласовывать каждую деталь, он так увлекся, что отошел от всех политических дел.
Почтовая открытка 1899. Молодой король Людвиг в образе Лоэнгрина.
Внутренняя отделка интерьеров в замке Нойшвайнштайн выполнена в неоготическом стиле, который отсылает к эпохе средневековья. С особой пышностью и строго выдержанным стилем были оформлены интерьеры столовой, кабинета, гостиной, спальни, тронного зала и зала певцов. В качестве сюжетов для настенных живописных работ были выбраны истории из легенды о Лоэнгрине. А в отделке и предметах декоративного оформления основным стал мотив лебедя, в виде которого выполнены статуэтки из серебра и фарфора, живопись на мебели и т.д. Лебедь был не только связан с легендарным рыцарем, но также являлся геральдической птицей старинного рода графов Швангау. Преемником этого рода считал себя отец Людвига, Максимилиан II Баварский.
Для того, чтобы почувствовать себя владельцем сказочного замка, в нашем салоне можно приобрести предметы в похожей стилистике. Например, антикварный поставец, сервант или комплект стульев.
Интерьеры замка Нойшвайнштайн.
В другой резиденции короля Людвига II, замке Линдерхоф, также имеются отсылки к истории о Лоэнгрине.
Замок возводился с 1870 по 1886 год. Это самая скромная по размерам резиденция Людвига II, которая была устроена на манер дворца Марли Людовика XIV. Людвиг II хотел устроить камерный и уединенный замок. Внутри интерьеры были устроены в стилистике неорококо в сочетании с барочной пышностью и яркостью.
Главной жемчужиной замка является грот Венеры, созданный ландшафтным архитектором Августом Дириглем. Внутри Людвиг II устраивал спектакли на сюжеты из опер Вагнера. Искусственное озеро в гроте имело подсветку разными цветами. В нем плавали лебеди и даже актрисы в образе нимф. Но основное внимание к себе приковывала лодка, стоящая на воде, в которой должен был находиться во время представления певец. Она выполнена наподобие ладьи Лоэнгрина, в которой его чаще всего и изображают. Зачастую она имеет схожесть с морской раковиной.
Грот замка Линдерхоф.
Людвиг II в гроте замка Линдерхоф.
Таким образом старинная легенда о рыцаре Лоэнгрине оказала влияние не только на литературу и музыку, но и благодаря королю Баварии, который любил эту историю и покровительствовал искусствам, данная история нашла выражение также в архитектуре и в декоративно-прикладном искусстве.
Автор: Доровских Анна Бьёрг
Редактор: Мартынова Вероника