Во время посещения нашего антикварного пространства, многих вводят в изумление ковры, лежащие на столах. На самом деле подобный способ использования данных изделий далеко не нов и имеет корни, уходящие в далекое прошлое. В этой публикации мы подробнее расскажем о традиции размещения ковров на столах и о том, почему ковры имеют название в честь известных художников эпохи Возрождения.
Жан-Леон Жером - Торговец коврами, 1870
Ковры, работы мастеров из Ближнего Востока встречаются в живописи европейских живописцев еще с XIII века. В ходе Крестовых походов Европа знакомится с культурой и искусством стран Востока. Изысканные предметы декоративно-прикладного искусства, роскошные ткани и ковры становятся достоянием дворцов и резиденций монархов и аристократов. Большое количество мастеров эпохи Возрождения помещают достаточно точные и крайне детализированные изображения восточных ковров в свои живописные произведения. Так художники показывают высокий статус заказчика, его образованность и разносторонность.
Юлиус Лессинг (1843-1908)
Благодаря работам художников эпохи Возрождения была разработана систематизация орнаментов ковров, с упоминанием имени мастера, на чьих картинах встречается подобный предмет. Ее созданием в 1877 году занимался немецкий искусствовед Юлиус Лессинг (1843-1908). Он работал директором Музея декоративного искусства в Берлине и опубликовал книгу “Древневосточные образцы ковровых изделий”. В ней Лессинг провел анализ картин эпохи Возрождения и выделил несколько типов ковров, которым присвоил имя определенного художника. Данный подход к систематизации ковров оказался наиболее удобным, а потому используется и по сей день. Далее будут приведены наиболее популярные типы ковров:
Ковры Лотто — названы в честь известного венецианского художника Лоренцо Лотто (1480-1556). В его живописных работах встречаются ковры турецкого производства (вблизи побережья Эгейского моря) с узелковым плетением. Наиболее часто их изготавливали в XVI-XVII веках. Ковры отличает яркий красный фон, большое количество желтых арабесок с синими акцентами.
Лоренцо Лотто. Милосердие святого Антония. Холст, масло. 1540-1542.
Ковер Лотто. 16 век. Турция. Музей Метрополитен.
Ковры Гирландайо — имеют название в честь итальянского художника Доменико Гирландайо (1448-1494). Подобный тип ковров имеет геометрический медальон в виде ромба в центре. Самым известным изображением подобного изделия встречается в работе из музея Уффици “Мадонна с младенцем и святыми” (ок. 1484).
Гирландайо. Мадонна с младенцем и святыми. 1483. Уффици.
Ковры Гольбейн — названы по имени немецкого живописца Ганса Гольбейна Младшего (1497-1543). Являются наиболее распространенными коврами, которые на протяжении многих столетий производились в Анатолии. Их орнамент составляют причудливо переплетающиеся арабески и геометрические формы.
Гольбейн. Послы. 1533. Национальная галерея, Лондон.
Ковер Гольбейн. 1370-1450.
Ковры Кривелли — имеют название в честь итальянского художника Карло Кривелли (1435-1495). Данный тип ковра изображен в известной работе мастера “Благовещение со святым Эмидием” (1486). Его отличает наличие сложносоставных медальонов в виде звезд, узоры дополнены стилизованными фигурами животных и птиц.
Кривелли. Благовещение со святым Эмидием. 1486. Национальная галерея, Лондон.
Ковер Кривелли. Анатолия. 15 век.
Ковры Мемлинг — по имени нидерландского живописца Ханса Мемлинга (1430-1494). Ковры этого типа имеют геометрический орнамент из ромбов или восьмиугольников, а по периметру изделия расположено обрамление в виде бордюра.
Мемлинг. Ваза с букетом лилий, ирисов и водосборника. 1485. Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид.
Ковер Мемлинг. Конья. 18 век.
Достаточно часто ковры изображали голландские мастера в период “Золотого века” культуры (XVII-XVIII вв.). Голландцы были большими любителями бытового жанра, благодаря чему до нас дошло большое количество изображений интерьеров и бытовых пространств. Художники с большой точностью и скрупулезностью показывали, какие предметы стояли в домах у людей разных сословий, как были устроены интерьеры и как пользовались теми или иными бытовыми вещами. На живописных полотнах в бытовом жанре, портретах, на натюрмортах встречаются изображения столов, сверху накрытых восточными коврами. Голландцы и вправду так размещали эти дорогостоящие тканые произведения искусства. Ковер считался символом богатства и роскоши. Далеко не каждый мог позволить приобрести такую вещь.
Благодаря развитому и крайне сильному флоту доставка экзотических предметов быта из разных стран была достаточно частым явлением. Однако размещать дорогостоящие ковры на полу, как делаем мы это сейчас, людям прошлого было жалко. По этой причине их укладывали на самом видном месте - на столе. В таком случае он являлся ярким акцентом в интерьере и вдобавок его мог увидеть любой гость, пришедший в дом. Но не стоит думать, что ковер использовали в качестве скатерти во время обеда. Отнюдь, голландцы обедали за столами, накрытыми белыми льняными скатертями.
Габриель Метсю. Юноша, пишущий письмо. Деревянная панель, масло. 1667. Национальная галерея Ирландии.
Габриель Метсю. Концерт. Холст, масло, 1659. Музей Метрополитен.
В экспозиции нашего пространства мы решили вспомнить о подобной традиции использования ковров, а также напомнить вам, что в нашем ассортименте также представлены прекрасные шерстяные индийские ковры, которые могут стать прекрасным дополнением вашего интерьера. С ассортиментом ковров вы можете ознакомиться, перейдя по ссылке.
Автор: Доровских Анна Бьёрг
Редактор: Мартынова Вероника