Top.Mail.Ru

Наш сайт использует cookie-файлы для того, чтобы сделать сайт максимально удобным для Вас. Если Вы продолжите пользоваться нашими услугами, мы будем считать, что Вы согласны с использованием cookie-файлов. Правила сайта.

Китайские ширмы в собрании Alter Ego Home

  • Китайские ширмы в собрании Alter Ego Home

Редкой диковиной, попадающей в наше антикварное пространство, являются восточные ширмы. С их изысканной красотой и глубоким символизмом, ширмы выступают молчаливыми свидетелями многовекового культурного наследия и художественного мастерства Востока. Их способность переносить зрителей в далекие пейзажи, вызывать глубокие эмоции и передавать повествования, выходящие за пределы времени и пространства, является свидетельством непреходящей силы искусства как универсального языка.

 

Традиционно, ширмы - больше, чем просто функциональные объекты, они являются символами глубокой художественной и философской основы восточной культуры. Ширмы имеют легендарную историю, насчитывающую тысячи лет. Принято считать, что ширмы впервые появились в Китае около II века до н. э. В древности, во дворцах они использовались для разделения пространства, создания уединения и служили величественным фоном для важных церемоний и событий. В Китае их называли «фуи» или «пенфен», что означает «подвижная стенка». Из Китая ширмы пришли в Японию, где получили имя «ките» и стали неотъемлемой частью интерьера, в том числе дворцового. Примерно в XVII веке, благодаря путешественникам, этот элемент интерьера попал в Европу и получил привычное нам название — ширма (от нем. Schirm — «заграждение»). Пик популярности ширм в Европе пришелся на ХVII и ХVIII века, когда они стали необходимыми и чрезвычайно дорогими атрибутами меблировки. Причем европейские мастера смело заменили щелк и бумагу на шпалеры. 

 

Ширма из собрания Alter Ego Home выполнена из дерева и украшена инкрустацией из кости и перламутра. Прямые аналоги, обнаруженные в отечественных музеях и зарубежных аукционах, а также особенности технического решения, позволяют с осторожностью предположить китайское происхождение предмета. Вероятно, у ширмы в процессе бытования утрачено резное навершие, о чем также свидетельствуют обнаруженные аналоги и сохранившиеся в верхней части пазы для крепления резных композиций.

 

Антикварная японская ширма с росписью 1910-х годов

 

Ширма представлена двумя подвижными относительно друг друга створками, имеющими филёнчатую конструкцию. Рама выполнена в темном колорите и сплошь покрыта резьбой флорального орнамента. Филенки украшены инкрустированной композицией, с изображением цветов и птиц. Жанр китайской пейзажной живописи, основным предметом которого являются растения, птицы и звери, получил название хуаняо (кит. трад. 花鳥畫, упр. 花鸟画, пиньинь huā niǎo huà, палл. хуа няо хуа) и оказал большое влияние на всё китайское прикладное искусство в Средние века. Аналогично другим китайским жанрам, произведения хуаняо - не просто красивые изображения, а зашифрованные символы, доступные образованным китайцам. Так, орел является символом смелости, мощи, скорости и проницательности (можно крупным планом фото), виноградная лоза - символом процветания, изобилия, достатка, воробей - вестником, несущим благие новости. 

 

Древняя история китайских ширм — это увлекательная история, в которой переплетаются искусство, культура и история, отражающая эволюцию китайского общества на протяжении веков. Традиционно ширмы представляют собой небольшие сменяемые перегородки, которые используют для организации пространства или для того, чтобы выделить отдельную область в помещении для переодевания или для хранения вещей. Материалы, использованные при создании ширм, были столь же разнообразны, как и истории, которые они рассказывали. Сложные ширмы изготавливались из драгоценных материалов, таких как дерево с замысловатой резьбой, позолоченный лак, тонкий фарфор , мерцающий шелк , перламутр и камень .

 

Каждый материал имел свою уникальную текстуру, цвет и визуальное воздействие, что способствовало общей эстетической привлекательности предмета. Поверхность ширм служила своего рода холстом для выражения мастерами творческих идей и передачи замысловатых повествований. Благодаря использованию различных художественных техник, таких как живопись, каллиграфия и рельефная резьба, ширмы становились окнами в миры, как реальные, так и воображаемые. Эти произведения искусства переносили зрителей в безмятежные горные хребты, спокойные реки и пышные сады, приглашая к созерцанию и ощущению гармонии с природой. Художники умело использовали такие приемы, как живопись «шань-шуй» (горы и вода), чтобы вызвать чувство трепета и удивления, погружая зрителя в безмятежное и мистическое царство.

 

Еще одной распространенной темой китайских экранов было изображение исторических событий и мифологических историй. Эти повествования часто изображались в виде сложных и подробных сцен, запечатлевших ключевые моменты китайской истории или оживляющих героические деяния легендарных персонажей из мифологии. Каждый мазок и резная деталь передавали ощущение драматизма и эмоций, вовлекая зрителя в увлекательное визуальное повествование. Мастера изображали на створках фантастические цветы и птиц, реже пейзажи и бытовые сценки, записывали афоризмы. Все это выполнялось с обязательным соблюдением традиционного канона и несло скрытый смысл. Выбор мотивов, цветов и аранжировок имел глубокий культурный и философский смысл, приглашая зрителей углубиться в скрытые слои интерпретации. Одним из распространенных мотивов, встречающихся на китайских экранах, является изображение «Четырех благородных растений», группы растений, символизирующих добродетели конфуцианского ученого. Цветок сливы олицетворяет стойкость перед лицом невзгод, орхидея символизирует элегантность и утонченность, бамбук олицетворяет силу и гибкость, а хризантема означает долголетие и выносливость. Эти растения, часто изображаемые вместе, служили напоминанием о благородных качествах, которые следует стремиться развивать. Об этом подробнее расскажем в наших следующих публикациях. 

 

В знатных домах было несколько ширм, которые выставлялись в разное время года, в определенные праздники или в зависимости от статуса ожидаемых гостей. Кроме того, ширмы выступали защитниками от злых духов: они размещались у входных дверей или зонировали пространство так, чтобы злым духам, ходившим только по прямым линиям, было непросто добраться до хозяина дома. 

 

Сегодня китайские экранные панели продолжают очаровывать и вдохновлять любителей искусства по всему миру. Их неподвластная времени красота и культурное значение делают их чрезвычайно востребованными среди коллекционеров, а художники и энтузиасты находят в них источник вдохновения и связь с богатым художественным наследием Востока. Сложное мастерство, внимание к деталям и глубокая символика китайских ширм сделали их непреходящими символами классического восточного искусства. 

 

 

Экскурсии в Alter Ego Home


Интересуетесь антиквариатом или историей мебельного дизайна? Тогда вам точно понравится экскурсия по антикварному пространству Alter Ego Home! Каждые выходные наш эксперт — искусствовед Мария Королёва проводит обзорные экскурсии, в ходе которой раскрывает тайны и легенды старых мастеров.


Подробности и актуальное расписание в нашем Telegram-канале.

Теги:

 

Здесь представлены самые интересные предложения и акции.
Раздел доступен только для членов Клуба Alter Ego Home
Уже зарегистрированы?
Войти
Вступить в клуб Alter Ego Home?
Зарегистрироваться
Регистрация

*поля, обязательные для заполнения

Авторизация
Войти как пользователь социальных сетей: