Эпоха Возрождения в Италии приходится на XIV-XVI вв. Это время перехода от средневековой строгости и скромности к большей декоративности и ориентиру на человека. Дома эпохи Возрождения, несмотря на внешнюю суровость, внутри украшались очень богато, монументально и величественно. Интерьеры обставлялись дорогой мебелью, в формах и украшениях которой мастера-мебельщики обращались к примерам античности.
Мебель в комнате расставлялась преимущественно вдоль стен. Важным предметом мебели в доме, помимо кровати, был знаменитый сундук-кассоне (итал. cassone, от итал. cassa — ящик, сундук). Кассоне является свадебным сундуком для приданного невесты, который сопровождал ее в дом мужа. Его дарили невесте родители. Обычно заказывали сразу два парных сундука. Внутрь помещалось приданное невесты: драгоценности, одежда, белье, дорогая ткань и другие предметы, которые могли понадобиться при обустройстве в новом доме. Во Флоренции существовал обычай, когда в свадебной процессии невесты несли сундуки-кассоне, тем самым семья демонстрировала свое богатство и влияние в городе.
Так как кассоне был статусным предметом мебели, то и декоративное оформление его отличалось особой изысканностью и роскошью. Ранние изделия украшали росписи с геометрическим и орнаментальным узором, геральдическими знаками. Также при помощи штукатурки стукко делались объемные лепные элементы и рисунки, которые сверху покрывались позолотой или расписывались. Существовали сундуки, которые украшала великолепная объемная резьба со сложными композициями из человеческих фигур и мифологических существ.
Но наиболее знаковыми среди подобных сундуков являются кассоне, декорированные живописными вставками на панелях. Эти росписи создавали художники, которые разрабатывали сюжет и композицию, ограниченную горизонтально ориентированной панелью. Живописные работы создавались на разнообразные темы и были посвящены: историческим событиям, мифологическим и литературным сюжетам, библейским историям. Внутренняя часть крышки также украшалась, но уже сюжетами более интимного и даже эротического характера, поскольку их могли видеть только супруги в своей спальне, где и находился сундук.
Сундуки в искусстве
Известны уникальные примеры, когда росписью панелей кассоне занимались известные художники своего времени, такие как: Якопо дель Селлайо, Мазаччо, Филиппино Липпи и др. Существует предположение, что работа известного флорентийского мастера Сандро Ботичелли «Венера и Марс» (ок. 1483) была создана именно для сундука-кассоне из-за своего удлиненного формата.
То, как размещали в интерьере сундуки, прекрасно свидетельствует картина Тициана «Венера Урбинская» (1538). На дальнем плане полотна показаны две служанки, которые что-то ищут внутри кассоне. Мастер показал, что сундуки делались парными и стояли вдоль стен в спальне супругов.
Позже из сундука-кассоне появится предок дивана – касса-панка (cassa-panka). Она представляла собой скамью-сундук, оснащенную спинкой и локотниками. Этот предмет мебели предназначался для размещения на нем почетных гостей дома.
Необычная скамья-ларь есть и в коллекции нашего салона: