Top.Mail.Ru

Наш сайт использует cookie-файлы для того, чтобы сделать сайт максимально удобным для Вас. Если Вы продолжите пользоваться нашими услугами, мы будем считать, что Вы согласны с использованием cookie-файлов. Правила сайта.

История предмета: настенное лаковое панно

  • История предмета: настенное лаковое панно

Китайские настенные панно с их изысканной красотой и глубоким символизмом являются молчаливыми свидетелями многовекового культурного наследия и художественного мастерства. Традиционно панно являлись больше, чем просто функциональными объектами, они символизируют глубокую художественную и философскую основу китайской культуры. В сфере художественного выражения эти элегантные творения уже давно занимают видное место, пленяя сердца и умы коллекционеров, художников и энтузиастов.


Настенные панно из нашего собрания, состоящие из трех створок, выполнены из дерева, покрытого глухим красочным слоем, и декорированы инкрустацией из камня и перламутра. Все створки отличны по сюжетам и композиционному решению. Фон центрального панно выполнен в насыщенном оттенке охры, на котором в овальную композицию вписана женская фигура, несущая в руках вазу с плодами. По углам от композиции размещен традиционный ориентальный орнамент, символизирующий счастье, благо, удачу и добрую волю. Боковые створки решены в черном цвете с полихромной инкрустацией. Сюжеты представлены женщинами в традиционной китайской одежде ханьфу за повседневными занятиями.



Китайская культура настенных панно насчитывает много сотен лет. Изначально их делали из бумаги или шелка и вешали в честь сезона или какого-либо праздничного события, гостя или покровителя. В остальное время их сворачивали на хранение, позволяя хрупким произведениям на бумаге и шелке сохраняться длительное время. Со временем для изготовления панно стал использоваться более долговечный материал — дерево, а сюжеты становились более универсальными: городские и сельские пейзажи, архитектуры, природа, насекомые и растения, люди.

Неизменным атрибутом китайского искусства были изображения благородных растений, каждое из которых олицетворяет сезон года: орхидея — весну, бамбук — лето, хризантема — осень, слива мэйхуа — зиму. В свете конфуцианской философии, все они определяют четыре аспекта цзюньцзы (Государя или Человек Благородного происхождения, носителя совокупных добродетелей в конфуцианском понимании). 

Так, орхидея символизирует богатство и процветание, а также изысканность и идеал. Согласно высказыванию буддийского монаха Цзюэ Инь: «Когда я радостен — пишу орхидеи, когда сердит — пишу бамбук». Орхидея ассоциируется с изысканностью, утонченностью и чувствительностью. Бамбук, в свою очередь, окружен различными легендами и чрезвычайно популярен в китайской живописи, символизируя долголетие, высокие моральные качества и устойчивость к жизненным трудностям. Согласно народным верованиям, год цветения бамбука (происходящий лишь раз в полвека) сопровождается увеличением числа крыс, которые могут уничтожить продовольственные запасы и привести к голоду. Поэтому такой год считается сложным. Хризантема украшает сады до поздней осени, символизируя бодрость духа и «позднее благоухание» — зрелость и мудрость, часто ассоциируемую с ученым-отшельником. Цветущая дикая слива мэйхуа была популярной темой в китайском искусстве, представляя вечный цикл природы. Во времена династии Тан (VII-IX вв.) было основано отдельное направление в китайской живописи и поэзии, посвященное мэйхуа.

 

Ли Цинчжао
 (1084-1151)
 
 ***
 Падал снег. А в саду мэйхуа,
 Как всегда, в эту пору цвела.
 Помню, веточку алых цветов,
 Захмелев, я в прическу вплела.
 Но осыпались эти цветы
 И моих не украсят волос.
 Неуемные слезы бегут,
 Стала мокрой одежда от слез.
 
 И теперь в чужедальнем краю
 Новый год я встречаю одна.
 Непонятно, когда же могла
 Побелить мне виски седина!..
 Вечереет. И ветер подул.
 И за окнами стало темно.
 Нет, не стоит искать мэйхуа -
 Не увидишь ее все равно.
 
 (Мелодия "Цинпинлэ")

Перевод Михаила Басманова

 

Помимо четырех благородных растений на панно также размещено изображение лотоса, издревле почитавшегося за связь с Буддой. Считается, что сам Великий Будда в своих земных воплощениях обычно восседает на этом чудном растении. Китайцы верят, что этот цветок растер в раю, на небе и поэтому лотос почитается как священное растение. Лотос олицетворяет совершенство, является символом духовного раскрытия, чистоты, плодородия и целомудрия. В Китае используют лотос для различных нужд, в дело идут не только листья, но и корни, семена, цветы. Из них делают различные вкусные блюда, сладости, напитки и даже приготавливают лекарства.

Настенные панно поражают колоритностью, высоким мастерством исполнения и разнообразием символического репертуара. 


Перейти в каталог к карточке предмета по ссылке.
 

Теги:

 

Здесь представлены самые интересные предложения и акции.
Раздел доступен только для членов Клуба Alter Ego Home
Уже зарегистрированы?
Войти
Вступить в клуб Alter Ego Home?
Зарегистрироваться
Регистрация

*поля, обязательные для заполнения

Авторизация
Войти как пользователь социальных сетей: