Коллекция викторианской мебели для гостиной составляет существенную часть нашего собрания. Предметы, выполненные в период правления королевы Виктории (1837-1901), отличает стилистический эклектизм, разнообразие материалов и художественных приемов. Наиболее парадная и роскошно представленная мебель приобреталась, как правило, для единственного публичного домашнего пространства - гостиной.
«В термине «гостиная» есть что-то мерцающее. Он обозначает буржуазную парадную комнату, где фортепиано, главная окаменелость буржуазной музыкальной культуры, занимаетвидное место среди мебели Луи-Филиппа и современных картин небольшого формата, висящих на стенах; но оно также описывает место встречи требовательных, продвинутых, иногда даже эксцентричных умов, группирующихся ради удовольствия от художественного восторга и беседы вокруг умной светской женщины». Именно в таких красочных и романтических эпитетах австрийский архитектор Карл Шуман 1827—1898 дал описание гостиных второй половины XIX века. Во многих европейских странах гостиная была передней комнатой каждого дома среднего и высшего класса: у некоторых она использовалась исключительно для приема и развлечения гостей, для других — как место для семейного досуга. Гостиная была отражением того, кем была семья, и поэтому на обстановку и дизайн уходило много денег и мыслей. О ряде предметов, являющихся обязательными для гостиных, мы уже писали здесь и здесь.
Роль гостиной в викторианском интерьере
Слово «гостиная» происходит от французского слова parlëure или parler, что означает «говорить» или «беседовать». С точки зрения общественной жизни рубежа XIX-XX веков: нет ни одной женщины из среднего класса, какой бы скромной она ни была, которая не оставалась бы дома один день в неделю, чтобы принимать посетителей. В чем состояло назначение гостиной? В том, чтобы принимать гостей и производить на них впечатление. Строго говоря, функционально гостиная была лишней комнатой в доме, но само ее наличие указывало на высокий социальный статус хозяина. Это была комната, где семья выставляла свою лучшую мебель, произведения искусства и другие формы статусных символов. Гостиная была местом, где хозяин предстает в лучшем виде и учится приручать свои чувства, демонстрируя светские умение владеть собой. В первой половине XIX столетия семья викторианская семья среднего достатка никогда не использовала гостиную для себя. Все дни, кроме воскресенья, комнату держали закрытой, окна были задернуты большими тяжелыми шторами, чтобы лучшая мебель и декор не выгорели на солнце. Гостиная имела определенную загадочность и особенно интересовала детей семьи, которым никогда не разрешалось входить в нее без присмотра.
Гостиная была связана с женским миром. И обусловлено это было той, ролью, которую играла женщина в викторианском обществе - роль трудолюбивого и невозмутимого ангела хранителя дома. Чтобы идти в ногу с популярными стилями, такие журналы, как Godey’s Lady Book и Harper’s Bazaar, публиковали последние тенденции в этикете, моде и интерьере. Для хозяйки дома гостиная была или должна была быть выражением ее утонченности и сценой, на которой она демонстрировала свое воспитание, культуру и образованность. В ожидании замужней жизни молодые девушки среднего класса составляли коллажи, называемые “scrapbook houses”, которые помогали им подготовиться к домашней жизни посредством проектирования внутренних пространств, которые однажды будут отражать статус и ценности их семей.Коллажи представляли собой листы картона с журнальными вырезками, собранные в единый альбом и иллюстрировавшие отдельную комнату в интерьере.
«Центральный» стол
Главенствующим предметом в викторианской гостиной середины XIX века стал "central table" - «центральный» стол. Центральные столы не были обеденными, с практической точки зрения, и располагаясь по центру гостиной, были подходящими местами для масляных ламп и других осветительных приборов, которые часто ставились именно по центру комнаты, чтобы равномерно распределять драгоценный свет, особенно вечером. Круглая форма стола также позволяла людям сидеть близко друг к другу и создавала удобные места для сбора для шитья, чтения вслух, бесед и других групповых занятий, создавая эмблему семейного круга. Феномен центрального стола был пронизан сложным социальным и культурным смыслом: столы были символами буржуазного статуса и зеркалом семьи. Что же представляли предметы, лежащие на центральных столах? Книги и периодические издания могли указывать на ценности, получаемые собразованием. Часто включалась большая Библия, которая должна была свидетельствовать о набожности хозяев. Центральные столы и их нахождение в гостиной, ассоциируемой с женской областью, побудили Godey's Lady's Book опубликовать колонку под названием «Разговоры» за центральным столом», где публиковались современные тенденции в области дизайна и досуга, касающиеся данного предмета интерьера.
Текстиль играл очень важную роль в викторианском домашнем хозяйстве, а особенно в публичных комнатах. Дорогими тканями покрывали окна, кушетки и столы. По сегодняшним меркам столовое белье и обивка мебели в викторианском стиле были очень яркими - золотой, малиновый и темно-синий были обычным стандартом для викторианских цветовых схем. Кроме того, скатерти обычно изготавливались из толстых тяжелых гобеленов. Их обычно украшали золотыми кистями или другими декоративными аксессуарами. Одна из причин того, что викторианские скатерти были такими темными и простыми по цвету, была связана с доступностью текстильных красителей. Обязательной декоративной частью гостиной выступали безделушки, шкатулки, портреты, фотографии: кажется, малейшее пустое пространство — признак бедности. Итальянский историк искусства Марио Прац назвал тенденцию к избыточному заполнению пространства деталями - «боязнь пустоты», или Horror vacui.
Викторианская эпоха зародила множество архитектурных и дизайнерских направлений, которые оставили заметный след в истории интерьеров. Современный викторианский интерьер, дополненный оригинальными антикварными предметами, может стать уникальным пространством, сочетающим в себе историческую элегантность и современные удобства.