Гау Эдуард Петрович (1807-1887). Гостиная императора Александра II. 1877 г. Бумага, карандаш, акварель, белила. 29,4х41,8 см. (ГМЗ «Гатчина», инв. № ГДМ-405-ХI)
Быт XIX столетия породил разнообразие мебельных предметов различного назначения, среди них: ширмы, жардиньерки, плевательницы, подставки под зонты. Любопытным предметом повседневного быта, практически ушедшего из употребления является подставка под зонты SA1912. Старинная подставка под зонты выполнена в Англии из дуба каштанового оттенка в 1870-е гг. Подставка интересна сложной конструктивной задумкой и ее блестящей реализацией. Подставка трактована плоским вертикальным поликом со сквозным декором и резьбой, расположенным на широком прямоугольном основании со съемным металлическим поддоном. «Второе» рококо было грандиозным художественным явлением XIX столетия, оставившим заметный след в истории мебельного искусства.
«Второе» рококо в интерьерном и мебельном искусстве является ретроспективным стилем, относящимся к периоду историзма. Стиль зародился во Франции и по самым широким хронологическим рамкам варьируется от 1820 до 1850-х гг. «Второе» рококо имеет много синонимичных названий, закрепившихся в разных европейских странах и России. К самым популярным относятся: неорококо, ореховое рококо и «a la Pompadour» (по имени фаворитки французского короля Людовика XV). В каждом регионе «второе» рококо имело свой идеологический фундамент, временные границы и стилистические особенности.
Идейно стиль «второго» рококо унаследовал основные конструктивные принципы и выразительные средства у Рококо второй половины XVIII столетия. Так, мебели «второго» рококо присущи легкость и динамичность конструкции, округлость форм и атектонизм декоративного убранства. Однако от «Большого стиля» его отличают вариативность используемых материалов и большее техническое совершенство, ставшее доступным благодаря улучшению технических средств и появлению механических способов производства. Отличительной особенностью мягкой мебели стало изобретение пружинного сиденья в первой четверти XX столетия. Стиль «Второго» рококо, с одной стороны, унаследовал традиционно присущие черты галантности, игривости, светскости, сохранившиеся с XVIII столетия, с другой - олицетворял благополучие, стабильность, камерность и уют домашнего очага.
Самым распространенным материалом для изготовления мебели являлся массив ореха - относительно недорогое сырье, отличающееся податливостью в резьбе, красивой текстурой и разнообразием природных оттенков. Со временем производство мебели из ореха в стиле «a la Pompadour» стало настолько массовым, что получило название «ореховое» рококо. Для более зажиточной прослойки населения мебель в стиле «второго» рококо могли фанеровать более дорогими сортами дерева - розовым или палисандровым. Среди самых распространенных художественных приемов преобладало бесконечное варьирование темы рокайля, аканта и ормушля. В качестве обивки использовались яркие, красочные ткани, как правило, с цветочным рисунком. Особо популярна была «кутаная» мебель с обивкой-капитоне, украшенная кистями или бахромой. Яркая, вычурная мебель соответствовала запросам буржуазного мировоззрения и была призвана продемонстрировать статус и престиж владельца. Для эстетики «второго» рококо типичен ансамблевый характер мебелировки.
Мебельная коллекция Alter Ego Home богата многочисленными образцами, выполненными в эстетике «второго» рококо: буфеты, секретеры, зеркала, мебельные гарнитуры, вешалки демонстрируют разнообразие форм, материалов и стилистических нюансов. Интересны мягкие гарнитуры для гостиных, выполненные в стиле «второго» рококо.
К особо ярким образцам относится винтажный мягкий гарнитур SA1967, состоящий из дивана, двух кресел и кофейного столика. Предметы гарнитура выполнены итальянскими мастерами из ореха насыщенного коньячного оттенка. Гарнитур отличается великолепной столярной работой и обилием орнаментальной резьбы высокого качества. Диван по форме тяготеет к канапе и интересен спинкой «корзиной» (SIÈGES À DOSSIER EN), позаимствованной из эпохи Рококо второй половины XVIII столетия. Кресла относятся к разновидности бержер с «ушками» (SIÈGES À OREILLES). Кресла «бержер» отличает высокая спинка, низкие изогнутые ножки-кабриоль, конструкция царги, не скрытая обивкой, и мягкая съемная подушка, дополняющая изнеженный облик.
Блестящим образчиком неорококо является настенное зеркало SA482-2, выполненное итальянскими мастерами в середине XX столетия. Легкая резная сквозная орнаментика придает предмету ощущение парения и невесомости. Рама сплошь составлена из акантовых завитков, рокайлей и ормушлей. Для создания эффекта объема часть деталей дополнена техникой цировки.
Привлекает внимание антикварная витрина SA1686. Витрина выполнена итальянскими мастерами из ореха коньячного оттенка. Витрина интересна полуциркульной формой конструкции и акцентными декоративными деталями. Карниз витрины увенчан аттиком в виде стилизованной пальметты, дополненной ормушлем, акантовыми завитками и стилизованной трельяжной сеткой. Нижние створки декорированы наборными композициями цветочного характера. Удивительно контрастными деталями к массивной витрине выглядят низкие изящные ножки-кабриоль с волютообразными завитками.
Раритетным образцом в стиле «второго» рококо является антикварное бюро SA971 с резным навершием. Бюро выполнено голландскими мастерами в 1840-е гг. из массива ореха насыщенного кофейного оттенка. Гладкие лицевые поверхности и внутренняя отделка облицованы капом ореха светлого оттенка с красивым природным рисунком. Художественным акцентом бюро является масштабная изящная сквозная резьба в виде картуша с резной женской головкой и расходящимися от него листьями аканта. Насыщенность декоративного убранства и сочетание разных фактур древесины свидетельствуют о поиске мастерами новых форм в рамках сложившегося стиля.
Быт XIX столетия породил разнообразие мебельных предметов различного назначения, среди них: ширмы, жардиньерки, плевательницы, подставки под зонты. Любопытным предметом повседневного быта, практически ушедшего из употребления является подставка под зонты SA1912. Старинная подставка под зонты выполнена в Англии из дуба каштанового оттенка в 1870-е гг. Подставка интересна сложной конструктивной задумкой и ее блестящей реализацией. Подставка трактована плоским вертикальным поликом со сквозным декором и резьбой, расположенным на широком прямоугольном основании со съемным металлическим поддоном.
«Второе» рококо было грандиозным художественным явлением XIX столетия, оставившим заметный след в истории мебельного искусства.