Top.Mail.Ru

Наш сайт использует cookie-файлы для того, чтобы сделать сайт максимально удобным для Вас. Если Вы продолжите пользоваться нашими услугами, мы будем считать, что Вы согласны с использованием cookie-файлов. Правила сайта.

Феникс и дракон. Как понять китайскую резьбу по дереву и отличить ее от европейской?

  • Феникс и дракон. Как понять китайскую резьбу по дереву и отличить ее от европейской?

Сундук как предмет интерьера

Отдельные объекты из антикварной коллекции нашего салона заслуживают самого пристального внимания и полноценного историко-искусствоведческого разбора. К числу таковых относится тиковый сундук, выполненный в Китае в 1910-х гг. Сундук из нашей коллекции совмещает в себе и декоративную, и прикладную функцию. Изначально сундуки служили исключительно для практических целей: они использовались как скамья, кровать или емкость для хранения вещей. Со временем функционал сундуков отошел на второй план. Они стали восприниматься как показатель статуса владельца и приобрели символическое значение.

Китайский тиковый сундук очаровывает зрителя высоким качеством исполнения, детальной проработкой резных сюжетов и глубиной натуральной древесной структуры. Поверхность сундука сплошь покрыта искусной резьбой с развитым сюжетным повествованием – перед нам ярчайший пример традиционной китайской резьбы.

 

Латунная накладка на китайском сундуке
Латунная накладка на китайском сундуке

 

Как развивалось искусство резьбы по дереву в Китае?

Самая ранняя резьба по дереву в этом регионе была обнаружена в 1980 году в провинции Хубэй. Считается, что она была сделана во время Воюющего государства около 3000 лет назад. Согласно историческим записям, предметы быта, украшения и мебель из дерева появились в период Южной Ци (420-479 гг. н.э.). Во времена династий Сун и Юань некоторые художники стали пробовать себя в резьбе по дереву. Во времена династии Цин это искусство достигло нового расцвета, тогда же появились первые узкоспециализированные мастерские. В соответствии со сложившейся практикой, древнейшим искусством резьбы по дереву занимались как простые люди, так и представители императорского двора.

 

Значение материала в искусстве резьбы

Процесс резьбы по дереву состоит из четырех этапов. Первый шаг – выбор материала. Древесина должно быть жесткой и твердой – прекрасно подходят тик, красное и сандаловое дерево. Что касается формы, то она должна иметь свою особенность, оказывающую большое влияние на последующее творчество. Поскольку резьба по дереву отличалась оригинальностью, творец максимально задействовал первоначальную форму и естественную красоту материала. Текстура в виде волокон, прожилок и отверстий не является дефектом, а служит дополнительным декором и обыгрывается мастерами с особой любовью. Принцип резьбы по дереву прост: три десятых работы выполняет человек, а остальные семь определяет природа. Древесину распиливают, обрезают или полируют. В зависимости от формы древесины мастером подбирается метод. Завершающим этапом является окрашивание, но чаще – покрытие изделий лаком.

 

Резьба на крышке сундука
Резьба на крышке сундука

 

Как читать сюжеты?

Тут мы затрагиваем ключевое отличие китайской резьбы по дереву от более знакомой нам, европейской. Начиная работу над предметом, китайский мастер не мыслил его лишь как фрагмент физического мира, он наделял его духом и намерением. Все детали резных сюжетов наполнены смыслом, для расшифровки которых зачастую требуются знания китайского языка, истории и традиций. Именно символизм делает китайскую живопись столь оригинальной и интригующей. В нашем сундуке, в первую очередь, внимание привлекают феникс и дракон, фланкирующие центральную композицию на лицевой стенке сундука. Феникс часто изображается рядом с драконом, это символы императора и императрицы, совершенства и благодеяния, мира и процветания. Феникс рядом с Драконом символизирует мир и любовь в семье. Феникс широко используется в качестве женского символа и счастливого супружества. Дракон мифическое животное, он один из самых почитаемых персонажей в Китае. Дракон – символ императора. «Живой дракон» был один из титулов императора, а императорский трон назывался драконьим престолом. В китайской культуре дракон символизирует доброе начало ян и стихию воды. Китайские поверья говорят, что драконы обитают в реках и морях, но могут взлетать в небеса и даже летать без крыльев.

 

Резной дракон на сундуке
Резной дракон на сундуке

 

Вооруженные всадники в центре композиции настроены на победу. Об этом свидетельствует не только уверенная динамика жестов, но и наличие рядом лошади – самого верного, храброго животного, замечательного помощника человека и в труде, и в бою. В Древнем Китае лошадь была особо почитаемым животным, которое символизировало скорость, силу, напор, стремительность, уверенность. Лошадь – знак процветания, достижение задуманного. Фон представлен пейзажем с китайскими пагодами и соснами, символизирующими в китайском искусстве духовную стойкость, мужество, жизненную силу, сдержанность, постоянство и долголетие.

 

Сюжеты с всадниками
Сюжет с всадником

 

Наделение предметов интерьера духовностью, так называемая персонификация, не характерна для современного человека. Однако это представляется крайне привлекательной традицией, расширяющей смысловые горизонты интерьерного наполнения. Ведь так волнующе иметь в бытовом распоряжении старинный предмет с богатым, глубоким содержанием.

Автор статьи: эксперт салона Alter Ego Home Мария Королева

 

 

Здесь представлены самые интересные предложения и акции.
Раздел доступен только для членов Клуба Alter Ego Home
Уже зарегистрированы?
Войти
Вступить в клуб Alter Ego Home?
Зарегистрироваться
Регистрация

*поля, обязательные для заполнения

Авторизация
Войти как пользователь социальных сетей: