Художественную мебель иногда называет архитектурой в миниатюре. Действительно, в мебельном построении и в ее декоративном убранстве зачастую присутствуют элементы архитектуры: колонны, фронтоны, портики и цокольные этажи. Даже образы небольших функциональных мебельных элементов, таких как накладные ручки, чаще всего заимствованы в объектах архитектуры. Ручки на предметах мебели эволюционировали вслед за дверными ручками, которые в свою очередь, являются важной частью повседневной жизни и имеют многовековую историю. От простых деревянных рычагов до сложных механизмов из благородных материалов — дверные ручки претерпели значительные изменения. Дверные ручки всегда выполняли не только практическую и декоративную функцию, отражая технические достижения и эстетические предпочтения различных эпох, но и содержали различные культурные смыслы.
Одним и наиболее декоративных и эффектных решений мебельного убранства являются ручки-кнокеры, позаимствовавшие свою форму у дверного молотка. Первые упоминания о дверном молотке относятся к Древней Греции. Греки считали невежливым входить в жилище без предупреждения. У более богатых греков были рабы, которые открывали входную дверь. Раб был прикреплен к двери цепью, проходящей через тяжелое металлическое кольцо, надежно прикрепленное к задней пластине двери. Со временем металлическое кольцо превратилось в ручку. , которой можно было сбивать затыльник. Так появился дверной молоток.
Римляне продолжили этот обычай, и вскоре он стал широко использоваться по всей Римской империи. Вплоть до 15 века металлическое кольцо оставалось стандартным элементом дверной фурнитуры, с помощью которого посетители сообщали о своем присутствии. Примерно в это же время кузнецы начали изготавливать металлические кольца разных форм. Затем мастера стали экспериментировать с другими художественными конструкциями, заменяя металлическое кольцо разной формы, выполняющее роль молоткового элемента дверного молотка. Есть записи о том, как люди придавали характер своим домам с помощью замысловатых дверных молотков еще в 1600 году, например, украшая их местными узорами и традициями.
Предполагается, что в древности существовали два типа ручных дверных молотков: мужской и женский, оба из которых присутствовали на входной двери и имели свой собственный особый звук. Посетитель стучал в соответствующий для своего пола молоток, и хозяева дома знали, кого ожидать.
В Англии существовали специальные дверные молотки, которые размещали на дверях домов, где живут врачи. Они относятся к раннему георгианскому дизайну, стилистически сдержаны, однако издают довольно сильный звук.
Одним из первых литейных заводов в Великобритании был Kenricks в Вест-Бромвиче. Основанная в 1760-х годах семейная фирма экспортировала чугунные изделия повседневного спроса по всему миру. Они также производили ряд декоративных предметов для дома и сада, отражающих моду того времени, в том числе мебель для входных дверей. В начале георгианского периода дверные молотки, как правило, были еще простыми, чугунными и окрашенными в черный цвет, но по мере того, как они стали более широко использоваться в 1800-х годах, стало модным иметь более сложные дверные молотки, такие как львиные головы и сфинксы, и их часто отливали из латуни или бронзы.
Поскольку дверной молоток со временем стал более сложным, многие его конструкции были вдохновлены мифологией и религией. Дверной молоток в виде львиной головы с пастью, сжимающей кольцо, стал особенно популярен в начале 19 века и остается фаворитом и сегодня. Лев использовался как символ силы, гордости, защиты и власти. Дверной молоток в виде львиной головы является стражем дома.
Особым очарованием отличаются дверные молотки в форме рыб. Считается, что молотки на морскую тематику часто можно было увидеть в домах морских торговцев. Существует большое разнообразие молотков в форме дельфинов и мифических рыб, каждый из которых имеет свое собственное значение: например, карп является символом удачи и изобилия, а рыба с вилкой Посейдона символизирует силу и господство над морями.
Любой дверной молоток в форме руки считается символом Руки Фатимы, знака защиты от злых духов.