Перенесёмся в XVI век: около 1500-го года трое неизвестных, но амбициозных итальянских гончаров переехали в Антверпен. Они занимались майоликой – знаменитым видом итальянского керамического искусства эпохи Возрождения. Эта посуда из глины характеризуется яркими цветами и изображает сцены из истории, мифов и легенд.
Наши герои выбрали Антверпен неслучайно: расположенный в устье реки Шельды, город уже на тот момент был одним из ведущих портов Европы, а также крупным культурным и художественным центром. Самым известным из этих трех итальянских ремесленников был Гвидо Ди Савино, известный в Антверпене как Гвидо Андрис. Уроженец Кастель-Дюранте (герцогство Урбино), Андрис изучал ремесло росписи керамических изделий в венецианских мастерских. Он передаёт накопленные знания своим сыновьям: учит их изготовлять, глазировать и красить все виды керамических изделий (не только посуду, аптекарские кувшины, но и плитку). Производство стремительно набирает обороты, и семейный стартап покоряет сердца монарших особ: мануфактура Андриса начинает создавать плитки для величественных домов, замков и аббатств во Фландрии, Англии и Франции.
В 1576 году Антверпен был разграблен взбунтовавшимися испанскими солдатами. Позже, в 1585 году, город был осажден и захвачен Габсбургами. Многие из городских гончаров укрылись дальше к северу, в так называемых Объединенных провинциях, прихватив с собой свои ремесла. Керамические мастерские и студии процветали тогда в Утрехте, Амстердаме, Роттердаме и, конечно, в известнейшем Делфте. Именно этот небольшой городок даст свое название производству керамической посуды и плитки, изготовленной по всей области: Delftware. Как только независимость была получена от Габсбургов в XVII веке, керамическая промышленность вновь оказывается на коне: плитку активно используют в убранстве домов и церквей.
Конкуренция – двигатель торговли: производству глазурованной керамики дал чудодейственного пинка фарфор из Китая. Китайскую посуду массово импортировала Голландская Ост-Индская компания, штаб-квартира которой находится как раз в порту Делфт. Именно под влиянием китайского фарфора местные гончары начнут красить свои изделия в синие и белые цвета. На протяжении XVII и XVIII веков короли и аристократы будут украшать свои дворцы по всей Европе голландской глиняной плиткой. Спрос не знает границ: делфтская плитка украсит стены и фасады Версаля ("Трианон де Порселен"), Мюнхена (Дворец Нимфенбург) и даже Санкт-Петербурга (Дворец Меншикова).
Дельфтский фарфор характеризуется своим самобытным орнаментом. Главными темами становятся пейзажи, лодки, библейские сюжеты, персонажи, детские игры, цветы, животные и, конечно, морские и любовные сцены. Фарфор становится не просто кухонной утварью для повседневных нужд, но и отдельным видом искусства, когда тарелка или ваза - это не просто посуда, это памятник эпохе и быту прошлого столетия. Рассматривать изображения на вазах можно бесконечно: где-то это сельские пейзажи с ветряными мельницами, а где-то - родные сердцу ещё из детства сказочные цветы, напоминающие о бабушкиной коллекции гжели. Думаем, не нужно говорить, что гжель как народный промысел также заимствована у голландских мастеров. Такая вот "преемственность", заставляющая задуматься о том, есть ли в русской культуре хоть что-то исконное.
Каждый предмет фарфора из коллекции Alter Ego Home маркирован клеймом, по которому можно судить о времени происхождения, а также надписями "Delft" и "handpainted". Украсьте свой дом уникальными вещицами из колыбели фарфорового искусства!