Даниэль Маро (1661-1752) – архитектор, мастер садово-паркового искусства, декоратор интерьеров и гравер. Этот известный мастер оказал влияние на развитие архитектуры и мебельного искусства в Голландии и Англии в конце XVII - начале XVIII вв. Маро удалось адаптировать для этих стран французский стиль эпохи Людовика XIV, который соединял в себе тенденции барокко и классицизма.
Начало пути
Даниэль Маро родился в Париже в семье гугенотов. Из-за того, что его семья исповедовала протестантизм, после отмены Нантского эдикта в 1685 году о свободе вероисповедания, его семье пришлось переехать в Голландию. Отец семейства также был известным архитектором и рисовальщиком, который работал в том числе в мастерской именитого мебельщика Андре-Шарля Буля.
В Голландии Даниэля Маро приглашает на службу штатгальтер страны – Вильгельм III Оранский (1650-1702). За время работы при голландским дворе мастер создает свои первые шедевры. Большую известность Маро получил за работу по оформлению интерьеров и парка дворца Хет Лоо. Мастер обращался для создания проекта к работам именитого рисовальщика и гравера эпохи Людовика XIV – Жана Берена. Маро адаптировал барочные гротески и причудливые арабески для более строгого голландского интерьера и тем самым он смог создать свой вариант дворцового голландского стиля, который опирался на французский стиль Людовика XIV. Также Маро оказал влияние и на делфтский фаянс, где керамические изделия расписывали по его эскизам. Известно, что фабрика De Grieksche A выпускала подобные изделия, которые, к сожалению, лишь частично сохранились и дошли до наших дней. Вероятно, благодаря этим работам, а также общим стилевым тенденциям Англии и Голландии, бело-синие керамические плитки стали также производить и использовать англичане в оформлении своих интерьеров.
В 1688 году, после свержения английского короля Якова II Стюарта, его преемником становится Вильгельм III Оранский, который переезжает в Англию вместе со своей женой Марией II. В 1694 году в Лондон приезжает и становится придворным архитектором Даниэль Маро. За время своей службы он создает множество эскизов, разрабатывает дизайн интерьеров и мебели. Большая часть мебели в Хемптон-корте была разработана этим мастером, примером может послужить большая кровать с балдахином и изысканными плюмажами из страусиных перьев. Благодаря стараниям Маро, стиль этого периода в Англии и Голландии будет именоваться «стилем Вильгельма и Марии» («William and Mary style») и станет частью истории этих стран.
Искуссный мастер
Мебель Даниэля Маро отличалась высокой рельефной резьбой, сложной работой по дереву, изящными изгибами, но несмотря на это, предметы продолжали быть достаточно приземистыми и тяжеловесными. Для создания большего контраста на предметы наносилась краска или морилка. Благодаря большому интересу к культурам стран Азии, популярность имели японские технологии работы с лаком.
После смерти Вильгельма III в 1698 году Даниэль Маро вернулся обратно в Голландию, где продолжал трудиться над разнообразными эскизами мебели, ламбри, обивки, жирандолей и также керамики.
Наиболее известными предметами мебели, которые разработал Даниэль Маро являются стулья, которые достаточно часто повторяли мастера из разных стран и в разные эпохи. В собрании Alter Ego Home присутствует подобное кресло, выполненное из дуба коньячного оттенка. Его характерной особенностью является изящно выполненная высокая резная спинка. Она имеет слегка изогнутую форму, дополнена крупной сквозной резьбой цветочного характера с обильным количеством завитков и листьев аканта. Подобные сложные узоры были характерны для стиля барокко. Мягкое сидение выполнено в форме трапеции (спереди шире, чем сзади), что было также новшеством.