История искусства знает немало случаев, когда, казалось бы, обычные предметы быта становились произведениями искусства и объектами коллекционирования. Именно такая судьба была уготована необычному столику из нашей коллекции. Невысокий столик с круглой столешницей и формованными бортиками выполнен из массива каштана, известного своей долговечностью и природной красотой. Каштан имеет гладкую поверхность с глубокоймедово-коричневой патиной, которая создает ощущение прохлады и комфорта. Четыре фигурные ножки укреплены металлическими накладками ручной работы, создающими дополнительный декоративный эффект. Интересной деталью предмета является полость внутри столешницы, доступ к которой обеспечивается небольшой подвижной дверцей. В современности такие экзотичные столики используются как кофейные, журнальные, иногда оснащаются подушками и превращаются в невысокие табуреты и даже лежанки для животных!
Старинный стол, выполненный вручную, является уникальным произведением искусства с глубокой историей, зародившейся в Индии и представляет собой незаменимую в индийской сельской культуре ручную мельницу для помола зерен, специй, круп и кофе. Такие мельницы зародились в Раджистане и имеют название чакки (chakki table). Название чакки происходит от санскритского слова чакра (санскр. चक्र IAST: cakra, букв. «круг, колесо, диск»), что означает колесо или круг. Помол зерна на таких столах называют древнейшей отраслью промышленности, поскольку люди использовали их со времен верхнего палеолита (50 000–12 000 лет назад). Эти столы были постоянным атрибутом традиционной индийской деревенской жизни. Причем встречался он чаще всего в домах финансово благополучных семей: они символизировали денежное процветание семьи, а рисунки, вырезанные на столе, придавали ему художественный вид. Столы стали источником вдохновения для марокканских мастеров, которые сделали их культовой частью своего ремесла.
Чакки традиционно состоял из деревянного основания и точильных камней, помещенных внутрь столешницы и повторяющих ее форму. Обычно столу придавалась круглая форма, однако в зависимости от желания пользователя,создавались также столы треугольной и прямоугольной формы. Точильные камни помещались друг на друга, причем нижний камень, камень-основание, оставался неподвижным, а верхний, беговой, вращался вокруг вертикального устоя, от которого на всех столешницах настоящих чакки остается отверстие. Смещенная от центра деревянная ручка (галуа) прикреплена к вращающему камню, который приводится в действие вручную и перемещается по часовой стрелке для измельчения зерен. Ручка обычно изготавливается из местной твердой древесины, но обычно предпочтительнее дуб или тик. Поверхность камней чередовала глубокие бороздки-канавки и плоские участки, называемые площадками. Канавка действовала как зона шлифования, поскольку обеспечивает режущую кромку и помогала выводить муку из чакки. В память о своем первенствующем призвании у многих до сих пор сохранилась боковая дверца, предназначенная для выхода перетертого сырья. Для помола зерна с помощью таких вращающихся камней, женщины работали парами. Чем больше камень, тем быстрее шел процесс шлифования, однако вес камней являлся ограничивающим фактором.
Сегодня найти аутентичные деревянные столы чакки, отделенные от точильных камней, становится все сложнее. В силу удобства конструкции и оригинальности декоративного решения, они становятся желанными гостями в домах, которым свойственен дух богемности и романтизма.