В прошлой статье мы обещали рассказать об изобретении, которое стало началом совершенно нового направления в мебели и подарило миру конструкцию, которая прочно поселилась в быту человека на многие столетия вперёд. Даже сейчас, в XXI веке, у каждого из нас найдётся дома этот предмет. В сегодняшнем выпуске ящик за ящиком открываем комод и его тайны!
В XVII веке произошел настоящий прорыв. Постоянные наклоны за вещами, лежащими на дне сундука, надоели всем, но нашелся мастер, который придумал выход из положения. Его имя не сохранилось в истории, но именно ему мы обязаны появлению ящика в сундуке, которое значительно упростило процесс организации и поиска содержимого, а впоследствии – и появлению комода. Поговорим о его самых интересных видах и отличительных особенностях каждого.
Само слово «комод» берёт начало от французского commode – «удобный». Самые ранние экземпляры были массивными и тяжелыми, с деревянными ручками. Преимущественно их изготавливали из дуба, в случаях с зажиточными заказчиками – дополняли инкрустациями из жемчуга или кости.
Начиная с 1660-х годов устройство усовершенствовалось: дуб заменили грецким орехом, ручки стали делать в виде медных капель, а к концу века переднюю и боковые стороны предмета начали украшать инкрустированными панелями с цветочным рисунком или изображением морских водорослей.
Модели с пузатой основой, которую как будто распирает изнутри от невидимого взрыва, называются bombe. Их внешний вид предусматривает два или три ящика и изогнутые тонкие ножки. Изделия с таким нарядным дизайном были на пике моды во Франции в середине XVIII века, во времена правления Людовика XV.
В XVIII веке появляется образец с любопытным названием «комод холостяка». Использующийся в холостяцком обиходе, он отличался узкими пропорциями и функциональностью: в нём хранили одежду, туалетные принадлежности и документы. До 1740 года в Англии для производства предпочитали орех, на смену которому пришло красное дерево. Лучший тип древесины называют «пламенеющей» из-за сходства текстуры с пышными перьями жар-птицы. Некоторые модели оснащали выдвижной панелью, покрытой зеленым сукном: она предназначалась для написания писем и глажки одежды.
Комод с волнообразной фронтальной частью называется «серпантин», от французского serpentine – змея. Эффектная форма, благодаря которой дерево как будто оживало и причудливо изгибалось, была свойственна мебели 1750-х годов и оставалась в тренде вплоть до конца века.
Изделия украшались декором в зависимости от благосостояния владельца. Экспонаты из Швеции демонстрируют искусные техники маркетри и паркетри, во Франции часто использовали мраморные столешницы и золоченые металлические детали, в Италии – панели венецианской мозаики, инкрустации из слоновой кости, перламутра и фарфоровые плакетки.
«Походные» комоды появляются на мебельной сцене во время войны на Пиренейском полуострове в первой четверти XIX века. Они состояли из двух частей, которые можно было разделить и возить с собой во время путешествий или участия в военных действиях. Дизайн отличался лаконичностью: плоские латунные ручки без декора, утопленные в фасад, и отвинчивающиеся ножки для удобства транспортировки.
Веллингтонский комод появляется в 1820 году. Доподлинно неизвестно, кому принадлежит изобретение конструкции, состоящей из семи ящиков, в которых хранили одежду на каждый день недели. Во Франции такую модель называли «семинер» от слова «неделя», а в Ирландии принято считать, что автором был герцог Артур Уэлсли Веллингтон, премьер-министр Великобритании и победитель в битве при Ватерлоо.
В Alter Ego Home представлено несколько десятков комодов со всего света. В нашу коллекцию мы стараемся подбирать предметы различных эпох, стилей и стран происхождения, чтобы с одной стороны показать всё многообразие культуры мебельного производства, а с другой – чтобы наши клиенты смогли подобрать именно тот предмет, который впишется в интерьер. Яркие и лаконичные, из темного и светлого дерева, с мраморной столешницей или без нее – не просто красивые, но и практичные предметы для вашей спальни и гостиной.