В первый понедельник октября отмечается Всемирный день архитектуры! Этот праздник имеет значение как для профессиональных архитекторов, так и для ценителей архитектуры, к которым, разумеется, относимся и мы – любители антикварной мебели. Сегодня мы решили вспомнить главные архитектурные стили и посмотреть на их малое отражение – шкафы, буфеты, секретеры...
Архитектура не могла не влиять на внутреннее наполнение зданий – интерьер. Вслед за сменой большого архитектурного стиля моментально следовали перемены в дизайне, в том числе в дизайне мебели. Кстати, мебельные стили – это не только про декоративное оформление предметов, но и про конструктивные особенности. Но обо всём по порядку.
Итак, давайте проследим эту смену архитектурных эпох через призму мебельного искусства. Для того чтобы изучить отличительные черты больших стилей, даже не обязательно выходить из салона Alter Ego Home – отправиться в искусствоведческое путешествие по эпохам и странам можно с помощью образцовых предметов из нашей антикварной коллекции.
Ренессанс
Дворец Уффици, Флоренция (вторая пол. XVI в.)
Ренессанс – архитектурный стиль эпохи Возрождения. Этот стиль пришёл на смену готике и получил широкое распространение в Западной Европе в период с XV по XVII столетия. Источником ренессансной моды и главным сосредоточением архитектурных памятников были итальянские города. Главной особенностью стиля стало обращение творцов, и, в частности, архитекторов, к античным канонам. Основные черты ренессансной архитектуры: симметрия и пропорции, главный вход выделен портиком и фронтоном, прочные строительные материалы, высокие, от пола окна, а стены лишены декора.
В нашей коллекции имеется немало образцов мебели, выполненных с опорой на архитектурные традиции эпохи Возрождения. Эти предметы изготовлены в более поздний период – в эпоху Неоренессанса, т.е. в XIX в., но являют собой олицетворения тех самых принципов, которые были рождены итальянскими архитекторами XV в.
Антикварный шкаф с разомкнутым фронтоном 1860-х гг. Артикул: SA3220
Антикварный шкаф авторства французских мастеров выполнен из ореха насыщенного коньячного оттенка с великолепной природной текстурой. По своей стилистической принадлежности предмет тяготеет к эстетике ренессанса, не потерявшей актуальности и в XIX столетии. Отсюда величественное впечатление, которое создает предмет. Верхний объем интересен латунными вставками с развитой сюжетной композицией. Все участники сюжета размещены в соответствии с законами перспективы, которым в эпоху Ренессанса определялось особое место.
Декоративное убранство шкафа также выполнено в соответствии со всеми художественными канонами эпохи Ренессанса, открывшей перед человеком не только богатые духовные возможности, но эстетическую ценность предметов быта. Именно в это время наряду с утилитарным назначением предметы мебели становятся показателями достатка и высокого социального положения; их стремились сделать не только удобными, но и красивыми. Шкаф отличается великолепным уровнем столярной работы и резного декора, придающей ему статус художественного произведения.
Антикварный шкаф в неоренессансном стиле с львиным маскароном. Артикул: SA3161
Антикварный платяной шкаф авторства нидерландских мастеров выполнен из роскошной древесины дуба великолепного кофейного оттенка. По стилистической принадлежности шкаф можно отнести к эстетике неоренессанса, что проявилось в конструктивном решении и художественной отделке. Шкаф оснащен массивной распашной дверцей, украшенной в верхней части накладной арочной резьбой с контрастными вставками и головкой ангела.
Антикварный буфет с раскрепованным фасадом и богатым декоративным убранством 1850-х гг. Артикул: SA3180
Антикварный буфет авторства французских мастеров изготовлен из массива дуба коньячного оттенка c выраженным фактурным узором. Буфет выполнен в стиле неоренессанс, что проявилось в архитектонической форме и декоре предмета.
Барокко
Сан-Карло алле Куатро Фонтане, Рим (сер. XVII в.)
Следующим большим художественным стилем стало барокко, которое также зародилось в Италии и распространилось по всей Европе. Своего пика направление достигло в середине XVII в., а к концу столетия пришло в Россию. Барокко развивало архитектурные принципы эпохи Возрождения, но основной упор авторы делали на создание богатого декоративного убранства.
Ореховый секретер фигурного контура 1890-х гг. Артикул: SA3131
Антикварный секретер авторства нидерландских мастеров выполнен из ореха насыщенного коньячного оттенка с великолепным природным рисунком. Секретер имеет оригинальную форму Le serpentine (от фр. извилистый, замысловатый) и тяготеет стилистически к эстетике необарокко, проявившееся в конструктивном построении и декоративном убранстве.
Отделка внутренних ящичков и полок поражает высоким уровнем мастерства. Акцентны боковины и ножки секретера, выполненные в виде стилизованных птичьих лап, держащих шар. Ножки отличаются детальной проработкой резьбы и привносят динамичность в характер предмета. Секретер по барочному массивен и добротен.
Классицизм
Александринский театр, Санкт-Петербург (1832 г.)
После пышного барокко творцы снова обращаются к истокам – к традициям Античности. XVIII-начало XIX вв. – это время правления стиля классицизм. Он отличается ясностью и простотой традиционных форм.
Антикварная консоль на колёсиках 1890-х гг. Артикул: SA3252
По стилистической принадлежности консоль тяготеет к эстетике неоклассицизма, что проявилось в строгой симметричной конструкции и сдержанном декоративном убранстве. Мебель в стиле неоклассицизм была востребована во второй половине XIX столетия во всех прослойках общества.
Дубовый угловой шкафчик 1790-х гг. Артикул: SA3204
Антикварный угловой шкафчик авторства нидерландских мастеров выполнен из дуба богатого каштанового оттенка. По своей стилистической принадлежности полушкаф тяготеет к эстетике неоклассицизма, что проявилось в строгой симметрии, тектонике и прямых линиях предмета.
Рококо
Дворец Линдерхоф, Бавария (1870-е гг.)
Стиль рококо возник в XVIII веке как реакция против величия и симметрии классицизма. Это более плавный и детализированный стиль. Архитектура и мебель рококо включала в себя витиеватые, асимметричные узоры. Сказался стиль и на цветовой гамме – авторы стали отдавать предпочтение пастельным оттенкам.
Антикварный сервант с фигурной линией фасада и зеркальным навершием 1850-х гг. Артикул: SA3191
По стилистической принадлежности сервант тяготеет к эстетике неорококо, что проявилось в динамичных контурах предмета и общем художественном убранстве. Сервант поражает роскошью и качеством отделки.
Сервант трактован массивной тумбой с двумя распашными дверцами и вертикальным поликом, оснащённым зеркальными полотнами. Зеркала увенчаны ажурной резной композицией с акантом и стилизованной пальметтой. Боковые устои полика оформлены С-образными завитками с резными листьями.
Антикварная витрина с художественной фанеровкой 1880-х гг. Артикул: SA3225
Антикварная витрина фанерована тонкими пластинами красного дерева роскошного охристого оттенка с муаровым природным рисунком древесины. По стилистической принадлежности витрина тяготеет к эстетике неорококо, что проявилось в динамичных контурах предмета и общем художественном убранстве. Подобная мебельная форма стала популярна в последней четверти XVIII столетия, когда в моду вошли комоды, витрины и тумбы с изящной линией изгиба и наборным декоративным убранством.
Ампир
Триумфальная арка, Париж (1836 г.)
Новое архитектурное и интерьерное стилистическое направление возникло во Франции во время правления Наполеона и получило название Ампир. Этот стиль процветал в первой трети XIX века в странах Западной Европы и в России. Декор дворцовых интерьеров в стиле ампир отличался контрастными цветовыми решениями, обилием позолоты и чёткостью линий. Стены обычно обтягивали шелком яркого цвета, орнаментом служили ромбы, круги, активно использовалась военная символика — мечи, копья, щиты. Большой популярностью пользовались египетские мотивы.
Антикварный столик с фигурной проножкой 1860-х гг. Артикул: SA3116
Антикварный столик авторства французских мастеров. Выполнен из ореха богатого чайного оттенка с красивой природной текстурой. По стилистической принадлежности старинный столик тяготеет к эстетике ампира, проявившейся в общем декоративном оформлении предмета. Стиль ампир насаждался искусственно, в подражание роскоши, некогда окружавшей римских императоров.
Деревянный столик трактован прямоугольной столешницей со слегка скругленными углами, гладкая царга украшена рельефными профилями. Подстолье отличается ажурностью и легкостью, но конструкция прочна и удобна.
Антикварный секретер в стиле Ампир 1810-х гг. Артикул: SA3186
Антикварный секретер авторства французских мастеров выполнен из махагони богатого оттенка охры с великолепным муаровым рисунком. По стилистической принадлежности секретер тяготеет к эстетике неоклассицизма. Неоклассицизм возник как реакция на частую смену стилей XIX века, что напрямую отражалось на мебельном убранстве. Желание найти опору в стремительно меняющемся мире, эстетизация прошлого привели к возвращению к классическим пропорциям, симметричным композициям, использованию античных элементов декора.
Эклектика
Дом Севастьянова, Екатеринбург (1860-е гг.)
Во второй половине XIX в. в европейской архитектуре стал популярен эклектичный подход, который подразумевал использование в одном сооружении различных форм искусства прошлого в любых сочетаниях. Вслед за архитектурой этот стиль вошёл и в мебельную моду.
Антикварный столик из массива дуба с керамической столешницей 1890-х гг. Артикул: SA3256
Антикварный столик авторства нидерландских мастеров выполнен из массива дуба роскошного кофейного оттенка. Столик является плодом национального творчества нидерландских краснодеревцев и отличается стилистическим эклектизмом. Столик трактован квадратной столешницей, опирающейся на изящные, отточенные до блеска балясинообразные ножки с перехватом. Главным художественным акцентом столика является оформление столешницы керамической плиткой.
Антикварный шкаф со скошенными боковинами 1760-х гг. Артикул: SA3233
Антикварный шкаф авторства французских мастеров выполнен из дуба богатого чайного оттенка. По стилистической принадлежности шкаф эклектичен и совмещает в себе черты позднего барокко и классицизма, переосмысленных французскими краснодеревцами.
Несмотря на то что в современном мире правят уже совсем иные архитектурные стили, старинная мебель с колоннами, рокайлями и ренессансными барельефами всё также пользуется популярностью. Вне зависимости от стилистики, в которой она выполнена, эта мебель обладает особой атмосферностью, выглядит благородно и добротно, привносит нотку классики в современную обстановку, а также становится олицетворением изящного вкуса владельца.
Рекомендуем к прочтению статьи по теме:
АРХИТЕКТОР, РЕСТАВРАТОР И ДЕКОРАТОР УИЛЬЯМ БЁРДЖЕС