В собрании нашего салона имеется корпус мебели европейских мастеров XVIII-XIX столетия, а также винтажные реплики, прекрасно отвечающие стилистике Петровского барокко. Как же так получилось, что типовая мебель авторства нидерландских, немецких и английских мастеров по стилистическому и идейному содержанию повторяет аутентичные образцы петровского времени? Давайте разбираться.
Антикварный платяной шкаф с витыми колоннами первой половины XVIII века из антикварной коллекции Alter Ego Home (Артикул: SA1599)
Сундук с декоративной резьбой 1790-х гг. из антикварной коллекции Alter Ego Home (Товар продан)
В действительности все было наоборот. Именно образцы европейской мебели XVII столетия стали стилеобразующей координатой для мебели Петровского барокко. И это случилось благодаря личному участию Петра I. Не секрет, что первая четверть XVIII столетия усилиями Петра I стала для России временем не только серьезных политических, экономических и социальных изменений, но и кардинальных перемен в бытовой сфере. Изменения коснулись всего: градостроительных принципов, архитектуры, внешнего вида народонаселения и культуры его поведения, традиций и мировоззренческих основ, интерьера и многочисленных предметов быта.
Отстроенные дворцы новой столицы требовали нового идейного и стилистического наполнения. Первоначально интерьеры наводнялись привозной мебелью, так очаровавшей Петра во время его зарубежных путешествий. Однако дворцы множились, мебели не хватало. Не хватало ощутимо: все предметы меблировки царской семье приходилось возить с собой из одного дворца в другой.
А Петр, уже тогда знакомый с европейским подходом к этой стороне жизни, задумывает массово перевезти из Европы лучших столярных специалистов не только для работы, но и для обучения местных мастеровых. В этом процессе и зарождается оригинальный сплав традиций и новаторства, получивший в последствии название «петровского барокко». Иностранная мебель сосуществовала с предметами русской работы, создававшимися мастерами в Петербурге и являющимися переработкой иноземных образцов, разбавленных национальными особенностями.
Мебель того времени отличается основательностью, долговечностью, прочностью и отсутствием излишеств в декоративном оформлении. Типичными материалами для изготовления стали сосна, дуб, орех, береза. Петр привыкал к своей жилой обстановке, обходился малым и не любил вносить кардинальных изменений в предметы окружения.
О наполнении интерьеров первой четверти XVIII столетия нам рассказывают изобразительные источники, архивные документы и сохранившиеся в музейных коллекциях мебельные образцы.
Интерьер дворца Монплезир (источник: https://peterhofmuseum.ru/objects/peterhof/dvorets_monplezir)
Антикварная мебель из нашего собрания, созданная по европейским образцам XVII-XVIII столетий, путешествует из века в век, из страны в страну, не теряя своего идейного и стилистического содержания. Более того, в современном интерьере она говорит культурных приоритетах хозяина, о его осведомленности и желании сохранять складывающиеся на протяжении нескольких столетий интерьерные традиции.
Интерьер дворца Монплезир (Источник: https://peterhofmuseum.ru/objects/peterhof/dvorets_monplezir)